Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

Предопределено ли ваше спасение?

 Это хорошо и угодно нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

(1Тим.2.4).

 Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают сии слова: Дети Божии и дети диавола узнаются так (1 Ин. 3, 10), будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие по естеству. В святое усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. При обретение усыновления зависит от воли каждого,как говорит Иоанн: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божими (Ин. 1, 12). Ибо не прежде веры, но через веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (+ 386).

 Поистине, как говорит апостол, Бог хочет,чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.(1 Тим. 2, 4). Но этого не будет, если они не отдадут свою природную любовь и благое произволение Богу; ибо не насилует Господь произволение неволею, но рассматривает и видит произволение

и любовь человека: куда он склоняется и где его любовь.

Преподобный Макарий Великий (IV в.).

 Не было ли величайшей несправедливостью, если бы Бог желал, с одной стороны, чтобы люди соблюдали Его закон, а с другой — не желал бы всеобщего спасения? Если бы Он одну часть предопределял ко спасению, а другую предосуждал на муку? Как? Всех призывает на подвиг и только некоторых — к награде?

 Как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без его свободной воли.

 «Бог наперед знает, предопределен ли я в рай или обречен на муки. Если я предопределен и рай, нет никакой нужды больше трудиться чтобы достигнуть его; а если я осужден на муки, совершенно напрасно стараться избежать их. Ни в первом, ни во втором случае я несвободен...». Кто думает так — сильно ошибается и очень далек от истины. Если ты нездоров, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или умрешь, не так ли? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать лекарств, а сидеть сложа руки, ждать выздоровления или смерти? В таком случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно дело, если Бог предвидит твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно), и совершенно иное — будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть (а это совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собой, то выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое, но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение.

Святитель Илия Минятий (1669-1714).

 Вникни в слова Господа: Если хочешь войти в жизнь; если хочешь быть совершенным (Мф. 19, 17, 21),— и увидишь, что нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а все представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

 Богословы различают в Боге определение и попущение. Что определяет Бог, то так и бывает, как Он определяет, а что попущает, то может и не быть, как бывает, хотя Бог и предвидит бываемое.

 Бог все делает, чтобы вразумить человека.Если после всех попечений о нем видит его не хотящим исправиться, то оставляет его, как бы говоря: «Ну, делать нечего, оставайся». Бог не хочет смерти грешника, но и произволения не насилует, и только все делает для склонения произволения на добро. Все такое Он предвидит о каждом, и как предвидит, так и определяет.

 Господь хочет всем спастись, следовательно, и нам. Теперешняя ваша забота о спасении души что означает? Означает зов Господа: «Приди ко Мне».

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, человеку тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло, равнодействующее с крылом Божественным, и тогда он летит. Если же воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а летит кувырком.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).