Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Искать ли в молитве высоких переживаний?

  Не ищи высших даров Божиих, пока молишься Богу о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет для него уготовано место нескверное и чистое.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

 Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей.

Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).

 Никто из не наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на нее и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в несоответствующем ему устроении Отцы признают не иначе как находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте.

Святитель Каллист, патриарх Константинопольский (+705).

 Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные.

 Другие, занимаясь Иисусовой молитвой, хотят немедленно ощутить ее духовное действие, хотят наслаждаться ею, не поняв, что наслаждению, которое подает один Бог, должно предшествовать истинное покаяние. Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое — благодать, которое, повторяю, подает един Бог в известное Ему время. Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их.

 Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати — это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело.

 К земле обетованной надобно пройти через пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать, что она — пустыня, а не земля обетованная, чтобы не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)(1807-1867).

 Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

 Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка-то неоструганная... Ну что ж, и за это, т.е. за деревяшку, спаси, Господи. Значит, надо так. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние «окамененного нечувствия» смиряет ее. И вообще мы не можем требовать от Бога молитвенных восторгов — от нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам на пользу.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Искать ли в молитве высоких переживаний?