Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Как узнать себя?

 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте.

(2 Кор. 13.5).

 Вымети под лавками, так скажется сор.

Русская пословица.

 Невозможно без усиленного внимания к себе преуспеть в добродетели.

Преподобный Агафон Египетский (V в.).

 Надо стать у сердца и навыкать замечать возникающие из него мысли и чувства. Тогда и узрите, что за смрадная вещь наше доброе будто сердце. И придут тогда поминутное покаяние и исповедь Богу Вездесущему и Всезрящему.

 Ока своего умного не сводите с сердца и все исходящее оттуда тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо — пусть живет, не хорошо — тот час убить его надо. Из сего учитесь узнавать себя. Какой помысл почаще выходит — значит, та страсть посильнее; против той и действовать посильнее начинайте.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объядение; с любовию — блуд; с рассуждением — коварство; с мудростью — хитрость; с кротостию — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию — возношение; с надеждою — ослабление; с любовию опять — осуждение ближнего; с безмолвием уныние и леность; с чистотою — чувство огорчения; со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие как некая общая смазка или, вернее сказать, отрава.

Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).

 Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца — к Богу ли и к жизни будущего века, к примерным, блаженным и светоносным Силам Небесным и святым, водворенным на Небесах, или — к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям?

 Примечай за собою, как ты ведешь себя с людьми, высшими тебя, равными и низшими: из обращения сейчас можно видеть человека, горделив он или смирен. Замечай за собою, когда молишься: какие больше помыслы нападают на тебя? Старайся особенно о чистоте сердца.

 Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань и попори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. Какое общение праведности с беззаконием?

Что общего у свema со тьмою? Какое согласие между Христом и Нелиаром? (2 Кор.6,14-15).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский(1829-1908).

 Человеку для того, чтобы понять, преуспевает ли он в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая. И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему.

Старец Паисий Святоторец (1924-1994).

     Часто надо спрашивать себя: «Какой любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой,- утешение мне? Не иное ли что занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией?»

Монах Георгий (Стратоник),затворник Задонский(1789-1836).

 Мы должны испытывать себя не только каждый день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: «Прошлую неделю меня так беспокоила эта страсть, а теперь каков я?» Так же и каждый год спрашивать себя: «Прошлый год я так побеждался этой страстью, а ныне каков?» Так и всегда должны испытывать себя, преуспели ли мы хоть сколько-нибудь, или находимся в том же состоянии, в каком были прежде, или впали в худшее.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

 Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока, наконец, духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он — грязь и нечистота, что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной начнет взывать: «Боже, милостив буди мне, грешному». Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себя хорошим и отдельные свои — даже тяжкие — грехи случайными в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства, или люди, или бесы, а он мало виноват,— то это устроение есть ложное, по явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Как узнать себя?