Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

БЕСЕДА О ПРЕДВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ СЫНА БОЖИЯ

 Мы живем во времени, а временное все изменяется. Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Спасителя), то станет вечным. Будет новое небо и новая земля.

 Вечность неизменяема, она вне времени. Бог - Пресвятая Троица - вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого.

 Святые отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь, не имея Сына, а потом сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подпергся изменению, но такая мысль хуже вся кого богохульства, ибо Бог вечный и не изменяемый. В Символе веры сказано: «Иже от Отца рожденнаго прежде всех иск».
 Святой Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение - не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был со Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально».

 Понятие же рождение как совершенно независимое отделение от рожденного бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам. Таким образом, материальное рождение совершенно неприменимо к духовному рождению.

 Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа веры: «Света от Света, Бога истинна
от Бora истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...», т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он рождается непрестанно, как Свет от Света, бесстрастно, не по законам тварного материального мира.

 Эту величайшую Божественную истину мы, пока живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, поэтому Троичность Бога и именуется Тайной Пресвятой Троицы.

 Но все же некоторое понятие или, вернее сказать, некоторое подобие для разъяснения Тайны Пресвятой Троицы, дают святые отцы. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, не прежде бывает огонь, а потому же свет, по огонь и свет вместе,- и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».

 Такое же подобие мы можем видеть и в солнечном луче, который, находясь на земле и совершая свое живительное действие, никогда не отделяется от солнца. При таком разъяснении становятся понятными слова Евангелия: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18).

 Святой евангелист Иоанн называет Единородного Сына Божия, Иисуса Христа - Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1).

 «Как слово, - говорит архиепископ Иннокентий,- есть точное выражение мысли, не отделяясь от нее и не сливаясь с ней, так и Слово было у Бога, как истинный и точный Образ Его Существа, нераздельно и неслиянно всегда существующий с Ним.

 Слово Божие не было явлением или свойством - силой Бога, но Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы».

БЕСЕДА О ПРЕДВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ СЫНА БОЖИЯ