Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Зачем помнить о смерти?

 Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.

(Сир.7,39).

 Бойся Бога: смерть у порога.

Русская пословица.

 Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти. Кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

Преподобный Исаия Отшельник (+370).

 Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет вовеки.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

 Ни один из тех, которые имеют геенну пред очами, не впадет в геенну; ни один из тех, которые пренебрегают геенной, не избегнет геенны.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Кто о муке не памятует, того мука не минует.

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

 Мы не свои, мы рабы Божии, как прекрасно называет нас Церковь, а рабы с часу на час должны ожидать, что вот-вот позовет нас Господь. Толкнет — и ступай... А мы что! Да мы совсем забыли, что мы рабы Божии, мы думаем, что мы свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божиим, а по своей волюшке: как нам хочется жить, так и живем. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

 Как порицали бы вы человека, который, при виде приближающейся опасности, вместо того чтобы немедленно рассмотреть, что угрожает ему, и принять меры предосторожности, зажмурил бы глаза, чтобы не видеть опасности! Не то ли, однако, делаете вы сами? Смерть к вам при ближается и непременно придет, а вы, вместо того чтобы, не отлагая, рассмотреть, что в ней опасно, и употребить открытые вам средства сделать ее безопасной, зажмуриваете глаза, чтобы нас не беспокоил ее печальный образ! Боятся смерти: но рассудите здраво, что страшнее, смерть ли, которую готовящаяся к ней жизнь может сделать безопасной и блаженной, или не готовящаяся жизнь, которая делает смерть лютой?

 Что подумали бы вы о сыне, который, живя к дали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу и не пользуется случаями наведаться в его дом? Без сомнения, вы сказали бы: «Видно, сей сын не любит отца». Что же посему должно подумать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о споем возвращении к Отцу Небесному и о Его доме—о Небе, о вечности?

Святитель Филарет; митрополит Московский(1783-18б7).

 Всякому, начинающему жить в Боге, полезен страх муки и рождаемая от него болезнь. От этой болезни вскоре рождается всякая радость; этими узами растерзываются узы всех согрешений и страстей; этот мучитель бывает причиной не смерти, но жизни вечной.

Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).

 Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни,— тот может положить предел своим согрешениям.

 Эту мысль крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтобы исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека; он сделал бы это охотно, если бы мог. Коварный! он знает, что если помышление о смерти укрепится в человеке, то ум его не остается уж более в стра не обольщения и бесовские хитрости к нему не приближаются.

Преподобный Исаак Сирин (VII в).

 Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни.

Преподобный Иоанн Лествичннк (+ 649).

 Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить ее и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить... Пересмотрите-ка все роды внезапных смертей и решите, какой из них не может повториться и над вами сейчас же, когда вы читаете эти строки? От беспечности нет мысли возбудительнее, как мысль о внезапной смерти.

 Страх смерти — спасительный страх; но у вас спасительность сия уничтожается отсутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу преданностью в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всем, что сопутствует ей и что последует за нею, и, от всего заимствуя себе уроки, питайте свою сердечную преданность в волю Божию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных смертей, слышанных и виденных нами.

 К смертной памяти полезно принуждать себя, хотя бы сердце и отвращалось от нее. Она — дар Божий, а понуждение наше к ней — только с видетельство искренности нашего желания иметь этот дар. При понуждении себя нужно и молиться: «Господи, даждь ми память смертную».

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

 Представляй себя в гробу и вокруг — других, скорбящих, и говори себе: «Эти мне не смогут ничем помочь; только я могу сделать что-то для спасения, пока живу».

Старец Иероним Эгинский  (1883-1966).

Зачем помнить о смерти?