И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32,15).
Смирен духом, да горд брюхом.
Русская пословица.
В какой мере кто работает, чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешенном духовными.
Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).
Воздержание чрева укрощает страсти, удобно возжигает их прихотливое употребление пищи.
Преподобный Исайя Отшельник (+370).
Убегай объядения, чтобы не увязнуть в сети плотского вожделения: объядением отъемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица, подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.
Преподобный Серафим Саровский (+1833).
Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!»
Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний.
Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало.
Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).
Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скапливает гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Чревоугодник сокрушается только о том, как бы наполнить чрево свое яствами, а когда поест, мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здоровьем.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостатку подкрепления пищею. Это — мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная, увидишь на деле, что не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4,4). Не надейся на хлеб.
Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость и любовь, чувствовать милости Божии, вообще — стоять в истине.
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святаго и делаешься духовным.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Приятность наслаждения умерла, как скоро нища прошла через гортань, но похотливость чрева оживает в этом гробе.
Матерь же сластолюбия — чревоугодие, ибо оно порождает сластолюбие, а может быть, и многие другие страсти; от него, как от корня — отпрыски, возникают прочие страсти и, в скором времени став деревьями, на породившей вырастают в достигающие до небес пороки, потому что сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+435).
Чревоугодие есть то, когда человек имеет пристрастие к какой бы то ни было пище, хотя бы к весьма простой, вроде соленых огурцов. Апостол Павел, правда, говорит: Пища не приближает нас к Богу (1 Кор.8,8), но это нужно понимать так: всякая пища сама по себе безразлична, но не безразлично наше отношение к ней.
Священномученик Арсений (Жадановский),еп. Серпуховской (1874-1937).
Ты писала, что любишь вкусную пищу; а кто же ее не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево — этого господина всего худого.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).