Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Как наставлять словом?

 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

(Притч.16,21).

 Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

(Гал. 6,1).

 Обличать надо с кротостью, ибо грех делает человека бесстыдным, а обличение может ожесточить.

Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).

 Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей.

 Если, исправляя ближнего, движешься на гнев, то исполняешь свою страсть. Для спасения ближнего не должно губить себя.

Преподобный Макарий Великий (IV в.).

 Если хочешь или думаешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного оружия не употребляй бревно. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

 Старайся говорить без тщеславия, ради Бога, не как учительница, а как сама учащаяся, и не старайся повлиять на них: это сделает Божия благодать; а твое дело — смиренно и в простоте сердца говорить.

Схиитумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

 Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам не исполнишь то делом.

 Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

 Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать.

 Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

 Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое — по страху Божию и истине.

 Если ты получил жребий учить о Господе, а тебя не слушают, то мысленно о сем скорби, а явно не возмущайся тем. Такой ради скорби не будешь осужден наряду с теми, кто не внимает тебе.

 Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямой речью, а жестокое — загадочной.

 С теми, которые не дали обета подчинения тебе, не вступай в спор, когда они противятся истине, чтобы не вышла одна вражда, по Писанию (см. 2 Тим. 2, 23).

 Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением, но лучше на свою привлеки сторону ту прибыль, которую тот отверг: Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того.

 Говорящий право должен и сам благодарить, Бога, как от Бога приемлющий то, что следует говорить. Ибо истина есть дело не говорящего, но и действующего в нем Бога.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.).

 Замечания делай, не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873).

 Друг, обличающий тайно,— мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель.

 Не преподавай другому то, чего сам не достиг, чтобы не было тебе стыдно себя самого и, по сличении жития твоего, не открылась ложь гноя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не с властью и бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою и приступить к деланию.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

 Поелику знание надмевает, а любовь назидает (I Кор. 8, 1), то с разумом сопряги любовь — и будешь чужд надмения, будешь духовным домостроителем, и себя назидающим, и всех приближающихся к тебе.

Преподобный Максим Исповедник (+ 662).

 Любовь сыщет слова, которыми можно созидать ближнего. Она представит способ, ум и язык твой направит, и дело это не требует красных речей.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

 Надо всегда испытывать себя: «Для чего я хочу сказать это? От чего я исхожу? Больно ли мне за ближнего или же я хочу сказать это для того, чтобы показать себя хорошим, покрасоваться?»

 Если мы обличаем кого-то от любви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами движет чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием, делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке высекает искры из кремня. Если мы терпим нашего брата от любви, он понимает это. И нашу злобу он тоже понимает, даже если она внутренняя и никак не выражается внешне.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Как наставлять словом?