Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Как излечиться от тщеславия?

 Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

(1Кор.4,5).

 Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

(2Кор.10,17-18).

 Люди хвалят — не захвалят, люди хулят — не захулят, ветры веют — не развеют, солнце сушит не засушит, дожди мочат — не размочат.

Русская пословица.

 Как избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу.

Святитель Василий Великий (330-379).

 Тщеславие истребляется укрывательством добрых дел.

Преподобный Фалассий (VII в.).

 Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.

Преподобный Макарнй Великий (IV в.).

 Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто.

 Приучайте себя всячески к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют.

 Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Немалый подвиг — отстать от тщеславия.Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения — незлобие против злословившего или злословящего.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

 Не надевай одежды, которая приводит тебя и тщеславие.

 Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: «Я то и то сделал, в том и том преуспел». Такие помыслы дышат тщеславием, и, кто ими набит, тот стал жилищем не чистых духов.

 Всевозможно старайся о том, чтобы славился через тебя Отец твой, Который на Небесах.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

 Не желай другой чести и не ищи ничего дру гого, как страдать за любовь к Богу и за то, что служит к наибольшей для Него славе.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

 Старайся быть в пренебрежении — и исполнишься Божией чести. Не домогайся быть почитаемым, будучи внутренно исполнен язв. Презри честь, чтобы стать почтенным; и не люби чести, чтобы не быть обесчещенным.

Преподобный Исаак Сирии (VII в.).

 Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

 Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же — отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас уничижает — и не чувствовать при оном никакой скорби.

 Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или присутствии твоем,— тогда покажи любовь и похвали его.

Преподобный Иоанн Лествичннк (+649).

 Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом:Господь рассыпал кости льстецов(Пс. 52,6), отрепать всякий помысл льстивый и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу.

 Если когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то представим себе исход наш из сего мира — и бесстыдное тщеславие через сие отгонится. Если же оно и за сим гнездится в нас — убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному.

Преподобный Нил Сорокин (1433-1508).

 Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренномудрствовать: «Ничего доброго у меня нет. Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность — только одни мои бесчисленные грехи которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем. И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

 Когда пойдешь к неким людям, не ожидай, что они рады будут тебе очень, чтобы, когда примут тебя, возблагодарил ты Бога.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

 Хвалящий тебя вместе с тобою подвержен то му же греху, тому же суду и наказанию, ибо человек суете уподобися (Пс.142,4), судит неверно и имеет нужду в высшем руководстве; человек есть земля и пепел(Быт.18,27). И когда человек станет хвалить, то часто хвалит неистинно: или из угождения, или из ненависти; а когда станет обвинять и порицать, то делает и это из тех же побуждений. Но Бог не так; напротив, нелицеприятен приговор Его и чист суд Его. Для чего же мы оставляем истинного Мздовоздаятеля?

 Когда ты желаешь славы, то представь, что ты уже получил ее, подумай о последствиях — и ты не найдешь там ничего: подумай, какой она причинит вред, скольких и каких лишает благ, ибо для нее ты подвергнешься трудам и опасностям, а плодов и наград от нее не получишь. Вспомни, что между людьми есть весьма много злых, и прези рай их славу; помысли о каждом из них, кто он, и увидишь, что эта слава достойна посмеяния. Когда ты, делая какое-нибудь доброе дело, думаешь, что нужно показать его людям, ищешь, кого бы « делать зрителем этого дела, и стараешься быть видимым, то вспомни, что тебя видит Бог,— и истребишь в себе всякое подобное пожелание.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Брат! Иисус сделался человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса?

 Размышляя о всенародном стыде, который пред Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что.

 Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по Страсти похотения; через это освободишься и от тщеславия, ибо к тщеславию примешивается человекоугодие, к человекоугодию свободное обращение, а свободное обращение есть матерь всех страстей.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).

 Считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям и что избавиться от них можете только по милости Божией.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

 Истинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнью для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут о нем здесь, но — что скажут там, на Небесах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Как излечиться от тщеславия?