Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

Что такое обряды восьмого дня

 В настоящее время смывание святого Мира и острижение волос совершаются в тот же день, сразу же после чтения Евангелия. Эти обряды в требнике называются наследованиями восьмого дня.

 В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались на восьмой день, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. В древности новокрещенный после Крещения семь дней не снимал белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей пасхальной седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания тайноведческих проповедей, сосредоточенных на объяснении Евхаристии. Это объяснение не давалось до Крещения, так как, по убеждению Церкви, только Крещение, просвещая ум и сердце человека, делает его способным войти в величайшую тайну Церкви — Таинство Причащения.

 Все это время новокрещенный не обмывал на себе видимых знаков напечатления даров Святого Духа. В восьмой день он снимал с себя белую одежду, и священник, после молитвы к Богу, омывал те части тела, которые были помазаны святым Миром.

 Для завершения этих двух великих таинств Церкви выбран именно восьмой день не случайно. В библейском Откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом и потому совершенного и законченного, «хорошего весьма». В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом.
 Это день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождение от рабства «князю мира сего». Это ожидание восьмого дня, находящегося за пределами седмицы, вне этого однообразного повторения времени.

 Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия. В ранней Церкви, в творениях святых отцов и в литургическом предании, символом этого нового времени является число восемь. Церковь воспринимала первый день седмицы этого мира как восьмой день, который уже вне времени, вне седмицы, как невечерний день Царства Божия.

 Царство Христово «не от мира сего», и Церковь Его, будучи Его таинственным Телом, восходит на Небеса, но она остается и здесь, в этом мире, чтобы совершать свою Божественную миссию. Отсюда и заключительный обряд Крещения и Миропомазания состоит из действий, которые выражают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни как миссии и свидетельства Христа.