Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

 В наше время невидимая брань с темными силами все более и более обостряется. Диавол и его слуги, бесы и чародеи всех мастей, не могущие сокрушить Святую Церковь Христову, все яростнее нападают на мир сей, пребывающий во грехах.

 Обладая колоссальным опытом зла, нечистый дух умеет «зацепить» и людей, верных Богу и Церкви, чаще всего «отыгрываясь» на их родных и близких, которые не живут церковным духом.

 Жалея их и желая помочь им, мы, православные, должны и им дать такое оружие на диавола, которое сможет их защитить во время земной жизни и поможет расчистить путь к Царству Божиему.
 Крест. Главное оружие христианина — это Крест Христов. «Оружие непобедимое», «демонов язва», «победа на сопротивных» (то есть бесов) — вот названия усваивает ему Церковь в молитвенных песнопениях.
 Свой нательный крест христианин не снимает никогда: ни днем, ни ночью, ни дома, ни на улице, ни в ванной, ни в бане, ни на уроке физкультуры, ни на приеме у врача. Если цепочка оборвалась и крестик потерялся, христианин не впадет в суеверный ужас — он поторопится купить (обязательно в православном храме) и надеть на шею новый.
 Крестное знамение (творимое осознанно, правильно и точно, а не наспех, стыдливо, кое-как), сопровождает христианина каждый день, в течение всей жизни. Утром, вставая с постели, он первым делом осеняет себя крестным знамением, благодаря Бога за новый день. Вечером, ложась спать, он никогда на забудет перекрестить свою постель, от изголовья до ног. Выходя из дома, он обязательно перекрестится, перекрестит и свой путь.
 Благочестивая мать или бабушка, провожая ребенка в школу, также осенит его крестным знамением, вручая свое чадо Божией милости. Оказавшись в новом помещении (будь то больница, гостиница или комната в чужом доме, где предстоит провести ночь), христианин перекрестит (обычно с молитвой «Да воскреснет Бог») все углы, стены, двери и окна. Христианин не забудет перекрестить пищу (даже если у него нет возможности, скажем, в людном месте, в официальной обстановке, гласно сотворить молитву), прежде чем начнет есть. Он не постесняется перекреститься на улице, проходя мимо православного храма или, наоборот, встретив что-то страшное или непристойное.
 Христианин не испугается и не растеряется, столкнувшись с явным колдовством, вроде насыпанного на пороге его дома песка или воткнутых в косяк двери булавок... Он твердой рукой, с верой в помощь Божию, осенит подозрительный предмет крестным знамением и выкинет его вон.
 В православных домах над входом обычно находится изображение Креста Господня; косяки дверей всех помещений в доме крестообразно опалены «четверговой» свечой (огнем от принесенной со службы Великого Четверга свечи) — таков благочестивый русский обычай.
 Въезжая в новую квартиру или дом, христианин первым делом позаботится о том, чтобы его жилище было освящено: он пригласит священника из православного храма, соберет в назначенный день свою семью, и дом его, освященный по церковному чину (в ходе которого, кстати, рукой священника на четырех стенах, соответственно четырем сторонам света, изображаются кресты) станет надежной крепостью, куда закрыт доступ нечистой силе.
 Святыня. Могучей защитой дома от бесовского воздействия является присутствие в нем православной Святыни. Кроме изображений Животворящего Креста Господня, о которых мы уже говорили, это прежде всего святые иконы и Священное Писание. Библия сегодня, слава Богу, имеется почти в каждом доме — это уже хорошо. Но плохо, если она пылится где-нибудь на полке, если ее. не читают... В православном доме обязательно должен быть хотя бы один красный угол — иконы и столик под ними и еще какие-нибудь полочки, где стоит лампадка и свечи, хранится святая вода, освященное масло... Сейчас многие привозят из Святой Земли и дарят близким свечи от Гроба Господня, опаленные благодатным огнем, камешки с горы Синай, песочек из Назарета или листья с деревьев Гефсиманского сада. Эти предметы, святые для христианина, хранимые с любовью и благоговением, также освящают его дом.
 Хотелось бы только предостеречь читателей, особенно читательниц, от суеверно-магического отношения к Святыне: ни икона сама по себе, ни святая вода, ни пояс с молитвой, ни камень со Святой Горы Афон, не могут быть какими-то самостоятельно действующими «талисманами», хранящими от порчи и сглаза. Наше внутреннее устроение, наше активное обращение к Святыне, чтобы через нее освежить в душе память о Боге и Его святых угодниках, укрепиться в вере и с верой попросить помощи Божией, — вот что будет нам защитой.
 Христианин каждый день своей жизни начинает с осенения себя крестным знамением, молитвы и принятия Святыни: просфоры и святой воды. Для этого просфору, взятую в храме после воскресного богослужения, в православных семьях разделяют на кусочки, и каждый член семьи, от старого до малого, всю неделю с молитвой вкушает от общей просфоры.
 Святая вода. О святой воде, освященной в церкви, прежде всего крещенской воде, хочется сказать особо. Похоже, в силе и святости ее теперь уже никто не сомневается. Даже люди нецерковные, даже те, у которых «Бог только в душе», однажды в году считают необходимым пойти в церковь — это 19 января (по новому стилю), в праздник Богоявления. Достаточно посмотреть на огромные очереди, которые выстраиваются несмотря на крещенские морозы. Этой водой окропляют дома при освящении, новые ненадеванные вещи, ею окропляют и последнее жилище христианина — гроб, прежде чем уложить в него умершего. Святую воду дают попить болящим или малым детям, опасаясь «сглаза»... В духовной силе святой (особенно крещенской) воды убеждает даже не то, что она не портится (у благочестивых людей она хранится много лет, оставаясь свежей и вкусной), а то, с каким ужасом и отвращением шарахаются от нее люди одержимые и «порченные».
 Пост и молитва — сильное оружие на диавола, причем именно в единстве того и другого. Ибо пост без молитвы может превратиться в изнурительную «диету», а молитва без поста дается, как многие убедились на опыте, очень трудно: плотское начало в насыщенном тяжелой нищей теле подчиняет себе душу. Сам Господь в Евангелии говорит о действенности этого оружия: Сей же род (то есть бесовский) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17,21). Благодаря неуклонному соблюдению установленных Церковью постов: среды и пятницы, а также четырех длительных постов, — член Церкви получает от Бога силу, его защищающую. Сознательно и добровольно (а без этого нет поста) воздерживаясь в определенные периоды от определенных видов пищи, христианин подтверждает свою свободу в выборе добра и готовность сражаться со злом и грехом — в самом себе. Возможно, и бес не захочет приступить к такому воину Христову, предпочтет более легкую добычу.
 А что касается молитвы, то она не должна быть вот такой: сегодня «есть настроение» — помолились, завтра не успели, послезавтра устали, потом вообще забыли... К молитве необходимо себя приучать, постоянно употребляя волевое усилие.
 Прежде всего хочу напомнить о необходимости чтения (по любому православному молитвослову) утренних и вечерних молитв. Они потому и называются «молитвенным правилом», что читаются каждым христианином обязательно. К ним, по желанию и по силам, посоветовавшись с духовником (батюшкой, к которому ходишь на исповедь), можно добавлять и особые молитвословия, в которых мы просим у Бога и Его святых защиты от силы бесовской.
 Это, например, девяностый псалом, «Живый в помощи Вышняго...» (его хорошо выучить наизусть и читать про себя, отправляясь в путь), молитва «Да воскреснет Бог», канон и акафист священномученику Киприану, который, как свидетельствует опыт Церкви, помогает людям, находящимся под демоническим влиянием. Есть также благословлённая Церковью Молитва от чародейства, где призываются на помощь многие святые, сами прошедшие подобное искушение и вышедшие победителями в борьбе с силой вражией. Эту молитву также можно читать, выходя из дома, отправляясь в путь или в иных обстоятельствах, когда у христианина есть основания опасаться «навета вражия».
 А главное— надо запомнить и стараться непрестанно творить про себя молитву Иисусову: ею христиане занимают свой ум во всякое свободное время, отгоняя дурные помыслы. Эту молитву (Господи Иисусе Христе,Сыне Божий, помилуй мя грешного, или грешную) можно шепотом или мысленно повторять в любое время и в любом месте: занимаясь делами по хозяйству, стоя в очереди, стирая белье, проходя по шумной улице, сидя в вагоне метро и даже разговаривая со знакомыми (если разговор не очень важный по содержанию). Надо ли добавлять, что молитва не должна быть механической: непременным условием ее действенности является внимание, внутренняя собранность и твердая вера. Тогда молитва становится крепким оружием на диавола.
 Духовное образование. Есть верная пословица: «Знание — сила». К сожалению, современное поколение русских людей, охвачено почти поголовным невежеством в том, что касается духовной жизни. Мы можем наблюдать поразительную путаницу в религиозных представлениях. Люди, считающие себя православными, не знают основных догматов Православия, не знают (и не хотят разобраться!), что такое Святая Троица, что такое Причастие, чем отличается Новый Завет от Ветхого, да и о Евангельских событиях имеют самые смутные представления. Я не хочу сказать, что каждому необходимо окончить Духовную семинарию, Богословский институт или катехизические курсы. Слава Богу, сегодня нет недостатка в духовной литературе. Выпускается масса недорогих изданий на вероучительные темы, и только леностью можно объяснить теперь свое невежество в духовных вопросах.
 Христианин, если он действительно таковым является, дня не проведет без чтения Священного Писания, прежде всего Нового Завета. Есть благочестивый обычай — читать в день по главе Евангелия, постепенно усваивая и запоминая Слово Божие. Из Писания, в частности, можно почерпнуть и необходимые сведения о бесах и колдунах — сведения самые надежные. Что касается Ветхого Завета, хотелось бы порекомендовать нашим читателям прочитать (а быть может, время от времени и перечитывать) книгу Второзакония, как содержащую необходимейшие вероучительные сведения, в том числе строжайшие предостережения относительно общения с чародеями всех мастей.
 Покаяние. Я уже говорил и хочу вновь и вновь повторить: важно внутреннее устроение христианина. Без него все внешние действия, даже подвиги (длительные моления, строгий пост, земные поклоны) останутся тщетными. Важно достичь такого устроения души, чтобы не осуждать других, а видеть свои грехи. Это взаимосвязано. Диаволу доставляет удовольствие наше разобщение и вражда, а вражда начинается с осуждения. Не будем же искать врагов среди людей и подозревать в колдовстве наших ближних — вооружимся против ненавидящих нас бесов! Да, бесы могут действовать через людей, своих слуг, но гораздо чаще и проще они воздействуют на нас через наши собственные страсти. В том-то и дело, что осуждение других не дает нам увидеть собственную греховность и порочность, а когда мы запретим себе осуждать людей, даже мысленно, — тут-то и откроются наши глаза на всю бездну нашего внутреннего падения. Бесам это особенно ненавистно, потому что тут уже недалеко до настоящего покаяния. Искренне раскаиваясь в своих грехах, через церковное Таинство исповеди грешник получает очищение и прощение, возможность соединиться с Церковью Христовой, а главное — он получает силу бороться со страстями, искоренять пороки из своего сердца.
 В выметенную и очищенную горницу нашей души может вселиться Христос — через принятие со смирением и верой Таинства причащения Святых Христовых Тайн. Приняв в себя Тело и Кровь Христовы, христианин освящается всесильной Божией благодатью, а насколько сможет он сохранить эту спасительную благодать — зависит опять же от его внутреннего устроения. Успокоится ли он на «достигнутом», «почиет на лаврах»... Или будет вести непрестанную борьбу с грехом в себе, осуждая себя, а не ближних, и причину своих жизненных неудач искать прежде всего в самом себе... Будет ли молиться, хранить внутреннюю собранность и трезвение, каяться и причащаться Святых Христовых Тайн, постепенно все выше восходя по лестнице духовного совершенства...