Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Как простить человека и примириться с человеком?

 Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.(Мф.5, 44-45).

 Если злопамятствуешь на кого, молись о нем, и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человекелюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним хорошо — и избавишь его от страсти.

 Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нем в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нем с чистосердечной похвалою, молись о нем истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

 Первейшее и самонужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них, по заповеди Христовой.

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

 Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря «Ненавидящих и обидящих нас рабов Твоих (имена) прости, Господи Человеколюбие: не ведят бо, что творят; и согрей их сердце любовью к нам, недостойным».

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1863).

 Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов.

 Если кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: "Господи, все мы — создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние" — и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце твое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.

Силуан Афонский (1866-1938).

 Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу,— но когда, услыхав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

 Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него.

Святитель Василий Великий (330-379).

 Нужно ближнего успокаивать — и с тобой то же может быть.

 Если кто не покоен (то есть не мирен) на тебя, не высказывает этого, то угождай ему, будто не замечаешь сего.

 Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения

 Особенно же молиться нужно в то время, когда против кого-либо досаждают нам помыслы гнева или памятозлобия, как научает нас святой авва Дорофей: «Господи! Помози рабу Твоему или рабе Твоей (имя) и за молитвы его или ее —мне,окаянному». Опыт покажет, как сильна краткая эти молитва, если человек не оправдывается.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

 Кто тебя ненавидит или злобится на тебя, ты его любовью побеждай и старайся с ним примириться. Даже если бы он не хотел мира, ты ищи мира и готов будь к миру. И тут, хотя сердце но хочет, надобно сердце убеждать и склонять.

 Оскорбил ты ближнего словом — словом и примирись: смирись перед ним и испроси у него прощения. Делом ближнего своего оскорбил ты делом и примирись.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

 Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,— это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

 Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны сначала совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

 Имейте мир со своей стороны и не судите строго, если с другой стороны не довольно явственны выражения мира.

 Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищряемой холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-18б7).

 Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас: ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности. Тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем, и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви... Все страсти — пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны.Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

 Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношении к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра,— и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.). 

Как простить человека и примириться с человеком?