Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Как читать "Отче Наш"

 Многие из христиан думают, что большую доставляют пользу душе, когда читают псалмы Давидовы с тропарями и совершают другие положенные молитвословия, тем самым, что прочитывают их... Богу внятны только те молитвы, которые, когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует...

 Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет Царствие Твое, а не знает, как приходит это Царствие; не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему это Царствие? Какая потому польза, что говорит он в молитве: да приидет Царствие Твое? Господь говорит в святом Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3,2). Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе Царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет Царствие Твое, не придет оно к тебе.

Преподобный Симеон Новый Богослов (+102).

 Человек новый, возрожденный и восстановленный своим Богом, по Его благодати, прежде всего говорит: Отче, потому что соделался уже сыном Его... О, какое к нам снисхождение, ка кое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молит вы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться. Называя же Бога Отцом, мы должны помнить и знать, возлюбленнейшие братья, что нам надлежит и поступать как сынам Божиим, чтобы как мы сами радуемся о Боге Отце, так и Он радовался о нас...

 После этого мы говорим:Да святится имя Твое,- не в том смысле, будто мы желаем Богу, да святится Он нашими молитвами; но мы про сим у Него, чтобы имя Его святилось в нас...

 Затем в молитве следует: да приидет Царствие Твое. Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя...

 Далее мы присовокупляем следующие слова: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли — не с тем, чтобы Бог вследствие нашей молитвы делал что хочет, но чтобы мы могли делать угодно» Ему... Имея тело из земли, а дух с неба, будучи сами землею и небом, мы молимся, да будет в том и другом, т.е. в теле и в духе, воля Божия...

 Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение:Хлеб наш насущный даждъ нам днесь.Это можно понимать как в духовном, так и И простом смысле, потому что и тот и другой, по Божественному дарованию, равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот не всех, но только наш...

 После этого мы молимся и о грехах наших, говоря: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. По испрошении пиши испрашивается отпущение грехов, чтобы человек, питаемый Богом, и жил в Боге, и заботился не только о временной, но и о вечной жизни,— а ее можно достигнуть, если прощены будут грехи, которые Господь в Своем Евангелии называет долгами... К этому Господь ясно присовокупил и прибавил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, Как и мы оставляем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших.

 Далее Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: И не введи нас во искушение. Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия...

 В конце говорим: но избави нас от лукаваго, разумея под тем всякие беды, которые в этом мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавит нас от них Бог. Получивши таковое покровительство, мы уже безопасны и защищены от всех козней диавола и мира. В самом деле, чего бояться со стороны мира тому, кому в этом мире защитник Бог?

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (+258).

 Читайте «Отче наш», да не лгите:ocmaвu нам долги наша, якоже и мы оставляем...

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

 И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: Муж не искушен, не искусен (Сир.34,10)? И в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак.1,2)? Но войти во искушение не значит ли быть поглощенным искушением?..

 Но избави нас от лукаваго.Если бы это: не введи нас во искушение — то же значило, что совсем не быть искушаемым, то не придал бы: но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты: «Аминь». Запечатлевая чрез «аминь», что значит: «да будет все», что в богоданной сей молитве содержится.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (+386).

Как читать "Отче Наш"