Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Мф.10,38).
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест.
Преподобный Амвросий Оптинскний (1812-1891).
Взятие креста своего есть признание себя до стойным посылаемых на нас скорбей.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)(1807-1867).
Всякая добродетель — крест, ибо встречает она жестокие и сильные скорби.
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Спасение наше в кресте, а именно в крестных страданиях. Через напрасные скорби и страдания прививаемся к Кресту Христову и из него приемлем силу крестную, очищающую, освящающую и благоволение Божие привлекающую. Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Если Бог на земле шествовал таким путем, то и ты должен стать Его подражателем. Так шествовали и апостолы, и пророки. И мы, если желаем быть назданными на основании Господа и апостолов, должны стать их подражателями. Ибо апостол Духом Святым говорит: Подражайте мне, как я Христу(1 Кор. 4, 16). Если же любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути.Тебе надо сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (см. Рим. 8, 17).
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Видим Спасителя безгрешного и бесстрастного но — постящегося. Видим Его приходящего во все предписанные Законом праздники в храм Божий. Видим Его, наконец, грядущего на Голгофу с Крестом. Не уклоняйся же и ты, христианин, от Голгофы, от креста терпеливого перенесения до конца всех посылаемых от Бога неприятностей, огорчений и скорбей житейских. Этим-то путем крестоношения и шли вслед Господа Иисуса Христа все святые, соцарствующие с Ним ныне в Его славе.
Если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам как к верной добыче.
Неся же крест свой, последуя Господу, мы искоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов — наши страсти — и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).
Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни? Мир теснит избранных, дьявол теснит,плоть теснит — все они суживают путь наш к Царствию Небесному.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Не находим ли мы высокого удовольствия, ее ли можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из сего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что если охотно понесем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).