Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Споры о вере

 Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и принимаешь завет Мой устами твоими? Ты же возненавидел наставления Мои и отверг слова Мои».

(Пс. 49.16-17).

 С безрассудным много не говори и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним.

(Сир. 22, 12-13).

 Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостию наставлять противников: не даст ли им Бог покаяния к познанию истины., чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

(2 Тим.2,24-26).

 Тех, которые держатся учения противного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностью слов твоих.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

 Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру, чтобы яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя самого.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

 Когда кто из знаемых твоих держится еретических мудрований, увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай слышать, как он мудрствует, чтобы не заразиться ядом его. Если он пожелает услышать истину веры, приведи его к святым отцам, которые могут оказать пользу ему во Христе. Таким образом ты поможешь ему по Богу без вреда себе. Но ее ли он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову апостола, отрицайся (см. Тит. 3, 10).

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).

 В отношении к людям разных исповеданий надобно со всею свободой и силою открывать убеждение в достоинстве православного исповедания; но в обличении заблуждений и заблуждающих терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность.

 Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не вступать в словопрения, как учит апостол,что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2 Тим. 2, 14), и, если нужно стать за истину против нападающих на нее, нужно делать сие со спокойной твердостью, без раздражения,— так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: С ненавидящими мир я выл в мире(Пс. 119,6).

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-I867).

 Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее — молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское.Победителем ее может быть един Бог, привязанный к борьбе с нею и поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

 Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтобы не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит Милосердный Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар — спасение ближнего твоего.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

 Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят чаще к головной боли. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога. Лучше молиться о них, чтобы Бог простил и просветил их.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

 Разговоры об истине с воинствующими атеистами совершенно бесполезны.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

 Другим говорить о Боге, когда у них еще нет склонности слышать о Нем, не надо: вы спровоцируете их на богохульство. Не спешите,молитесь о том, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть — реальные, а наши — кажущиеся.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Споры о вере