Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

БЕСЕДА О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

 Истина всеобщего Воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном.

 Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых.

 И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного.

 Через пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос.13,14).

 В Новом Завете Господь Иисус проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5,25,29).

 Спаситель подтверждает проповедь о воскресении таинством причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,54).

 Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,15-16).

 Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор.15,12-14,19-20).

 Кроме того, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15,35-44).

 Сам Господь говорит: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24).

 Зерно, брошенное в землю, гниет, разрушается, тлеет, - и что же? Тем и кончается? Нет! Вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему.

 Не чудо ли это? Не очевидное ли свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие?

 Так тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими. Она видимо представляется нам в природе и у тверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

 Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «Как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»?
 Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне.

 Если Всемогущий Бог однажды дал нам бытие, то, очевидно, может и в другой раз дать его.

 Если Бог целый мир образовал из неустроенной, Им же сотворенной из ничего материи, то разве не может образовать снова тел наших из персти земной, и представить их теми же самыми телами и в том же самом, только обновленном, виде?

 Господь уже образно показал пророку тайну воскресения нашего из мертвых. Тому представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Их этих костей, по Божию слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались составы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было и при первобытном сотворении человека, потом оживотворил их Дух.

 По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с ко-

стью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотыо и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесенному Сыном человеческим, вошел в них дух жизни,- и все ожили, стали на ноги, и составили великое множество народа (Иез. 37,1-10). Не так же ли последует и будущее воскресение мертвых? Чудны воистину дела Божии! Дивна исповедуемая нами святая вера!

 Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена.

 Земля - матерь наша - есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, вос стает тело духовное».

 Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы перевоссоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.

 Остается нам, людям, благоговейно покоряться премудрым судьбам Божиим, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.

БЕСЕДА О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ