Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

"Легкая"одержимость и постоянные несчастья

 Как физические болезни могут иметь разные формы и стадии, так и духовное заболевание, о котором мы говорим, — одержимость, или беснование, — имеет свои разные степени. Каждый согласится: одно дело когда человек не может долго находиться в храме (его так и тянет уйти), и совсем другое — когда он лает и в ужасе корчится под крестным знамением. Конечно, первый случай — это «всего лишь» начальная степень одержимости. О ней мы теперь и поговорим.
 Опыт свидетельствует, что такая начальная одержимость в последние годы становится все более массовым явлением.

 Люди нецерковные постоянно утверждают, что они «никому не желают зла», и потому удивляются: за что Бог их наказывает, почему не клеится жизнь. Свои грехи, которые им удалось скрыть от людей, они не считают злом и поэтому даже не помнят о них. Например, грех убийства зачатого младенца во чреве — аборт — в эпоху безбожной власти был объявлен не грехом, не преступлением, а «физиологическим вмешательством». И вот, до сих пор приходят в храм пожилые женщины, детоубийцы, сделавшие соучастниками преступления и своих мужей, и других близких, — и искренне недоумевают: откуда у них депрессия, почему в церкви начинается такая тоска, появляются какие-то непонятные слезы, становится душно, как перед обмороком?..
 Страсти и пороки, которые стали настолько привычными, что их уже невозможно отделить от личности человека (курение, сквернословие, «бытовая» ложь, саможаление, блудные помыслы, увлечение телевизором, непрерывное осуждение своих знакомых...), создают благоприятную почву для эпизодического или постепенно переходящего в постоянное воздействия на него бесов.
 Стоит такому человеку прийти в храм, где правят службу с благоговением, как он тут же начинает плохо себя чувствовать. Ему и душно (от кадильного фимиама), и жарко, и темно, не хватает света, воздуха. А если еще и прихожане усердно молятся, то во время Херувимской или Евхаристического канона , а то и во время проповеди,призывающей к покаянию, у таких людей ни с того ни с сего начинается приступ кашля, икоты, зевоты, они издают неестественные выкрики и даже падают в обморок: с каким-то страшным (так что все вздрагивают) грохотом валятся на пол...
 Раз, другой, третий — и несчастный (или несчастная) начинает догадывается, что с ним происходит нечто необыкновенное. Происходит не оттого, что в храме на самом деле душно и темно, а от близости Святыни: икон, мощей Божиих угодников, а главное — Тела и Крови Христовых. Он делает ужасное открытие: «Значит, мне плохо там, где Святыня, где Бог... Какой же тогда я сам? Что со мной произошло и происходит?»
 Случаи постоянных неудач, несчастий и болезней, которые произошли в результате «навета вражия», то есть по злому действию чародея (экстрасенса, гипнотизера, колдуна), имеют причиной то же самое состояние человека, что и случаи с «легко» одержимыми. Это безблагодатная, нецерковная жизнь, нераскаянные грехи (порой страшные, но не осознаваемые), злоба на врагов, с ожесточением, когда в душе — абсолютная невозможность простить, и опять же — греховные страсти и пороки.
 Хорошо, если среди знакомых такого несчастного человека найдется хоть один, кто посоветует ему обратиться к православному священнику!
 Вот и приходят растерянные, испуганные женщины:

- Вы знаете, мне кажется, со мной что-то не то. Может быть, меня испортили?.. Или прокляли?.. И слава Богу, что они приходят в Храм.

"Легкая"одержимость и постоянные несчастья