Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

ОБ 11-М ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

11. Чаю воскресении мертвых.

 В одиннадцатом члене Символа веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

 Воскресение мертвых, которого мы чаем (ожидаем), последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

 Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом при жертвоприношении сына его Исаака; Иовом, среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19,25-26); пророком Исайей: «Оживут мертвецы Твои, восстанутмертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19).

 Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотьо и одушевились духом (Иез.37).

 Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5,25, 28-29). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,54).

 Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией... А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 29, 31-32).

 Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20-22).

 В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, они будут отличны от нынешних тел: будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при
последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор.15,44,51-52).

 Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников - в предначатии вечных мук, такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека.

 Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1,23).

 Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния.

 Но так как частный суд есть суд не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, а также через благотворения, совершаемые за них живыми. А особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этой целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии святого апостола Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей.

 Святой апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5,16).

 Святой апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2,1-4).

 Святой апостол Иаков говорит: «Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5,16).
Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

 Святой апостол Павел писал христианам: «а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим.14,8).

 Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты - Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи» (Вар.3,4-6).

 Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Мак.12.39-45).

 Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так, особенно, и на Священном Предании.

ОБ 11-М ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ