Тотчас после крещения и облачения крещаемого в одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром — запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».
В Православной катихизисе об этом «Таинстве пишется: «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Миропомазание — новое самостоятельное Таинство, хотя и подготовленное Крещением, и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.
В Таинстве Миропомазания человеку подаются не частные дары Духа Святого, но Сам Дух Святой, как Дар.
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3,27), —говорит Апостол. Христос — Помазанник Божий, — и мы получаем Его помазание, Христос — Сын, — и мы усыновляемся, Христос имеет Духа, Который есть Жизнь Его,— и нам дается участие в Его Жизни. В этом Божественном помазании Святой Дух подает нам Христа, а Христос дает Духа Святого, Который есть «Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения» (молитвы анафоры св. Василия Великого).
В ранней Церкви слово «печать» имело много значений. Но основное открывается в помазании святым Миром: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожения.
Миропомазание совершается следующим образом:
Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю...-», которою испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого.
Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно помазует новокрещенного «на челе, очах, ноздрях, устах, обоих ушах, на груди, обеих руках и обеих ногах», произнося при каждом знамении креста, совершаемого кисточкой, слова: «Печать дара Духа Святаго, аминь».
В то время как видимым образом помазуется тело, Святым и Животворящим Духом освящается душа.