Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

Как учить дитя вере в Бога?

 Кто детей лишает Церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья.

Протоиерей Иоанн Толмачев (+1897).
 Если мы хотим воспитать своих детей в вере, воспитать их православными христианами, наша задача заключается в том, чтобы помочь им обрести общение с Живым Богом, Который есть Троица. И прежде всего — научить их молиться. Общение с Богом станет основой всей их дальнейшей жизни.

Протоиерей Аркадий Шатов (XX-XXI вв.).
 И при жизни, и при смерти будем говорить детям своим и внушать им, что великое богатство, неиждиваемое наследство и не погибающее сокровище есть страх Божий; и станем стараться оставлять им не богатство погибающее, но благочестие пребывающее и неиждиваемое. Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).
 Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет сколько можно чаще в церкви; сколько можно чаще причащается по вашей вере; всегда пусть слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать. Родителям надо со своей стороны все употребить, чтобы дитя, когда придет в сознание, сильнее всего сознавало, что оно — христианин. Но опять главное, собственно,— дух благочестия, проникающий и прикасающийся к душе дитяти. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения.
 Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника. Вообще все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающуюся только душу, чтобы своим дыханием заразить ее.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных. Тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело.
 Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901).
 Передавайте ребенку, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство.
 Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив — праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

 Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
 Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно; скажите ему языком понятным: «Ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды. Все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей. Он везде, хотя мы Его и не видим; Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, и даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные бы не жили — ничто не существует без Его воли. Твоя мать добра, любит тебя, но Бог бесконечно более благ и больше любит тебя. Твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог бесконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать».

 Пример ваш всего более может действовать на ребенка; не произносите никогда имени Бога понапрасну, в речи шуточной. Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении. Он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность. Но внушайте ему, что грех, молясь Богу, думать о другом и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так мало-помалу он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека.

 При входе священника или другой духовной особы показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовию должно обращаться со служителями Церкви и внимать их урокам.

 Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса: Распятого или как младенца, носимого на руках Пресвятой Девы,— детская любознательность потребует у вас отчета, что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, но только умейте при этом применяться к возрасту: предлагайте простое человеческое млеко младенцу природы. Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними; для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как Человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на Кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как Человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на Небо и царствует на Небе и на земле, и спасет нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у Него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ — и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваши благоговение и любовь к Спасителю отразятся в ней и приготовят ее к высшему разумению в свое время.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
 Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости не бойся; убойся того грозного изречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном Суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).