Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

"Почему не стоит осуждать чужие поступки?"

 Не судите, да не судимы будете.

(Мф.7,1).

 Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?

(1Кор.2,11).

 Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

(Рим. 2,1).

 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

(Рим.14.4).

 Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.

 Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет.

Русские пословицы.

 Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви.

Преподобный Фалассий (VII в.).

 Опасное, братие, искушение — без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Это значит прельщать самих себя. Глумясь над чужими пороками, мы нарушаем заповедь любви к ближним, оскорбляем Бога, их милующего, оскверняем наш ум нечистыми представлениями, подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых.

Святитель Филарет,митрополит Московский (1783-1867).

 Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком.

Преподобный Макарий Великий (IV в.).

 Осуждая, не терпя других, ты не позволяешь, Владыке быть снисходительным и к твоим грехам.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий.

 Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

 За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

 Судить — значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать — значит погублять свою душу.

Преподобный Иоанн Лествичник (+640).

 Чего хотим мы от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братья! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он чист и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого,как Он Сам один знает.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

    Не осуди падшего в любодеяние, если ты чист, потому что, осуждая его, ты, подобно ему, преступаешь закон. Сказавший:не прелюбодейстствуй  (Исх. 20, 14; Мф. 19, 18) — сказал также:не осуждай (Лк. 6, 37).

Неизвестный старец, из «Отечника».

 Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего: что его побудило это сделать; ибо видим только грех ближнего, а покаяния его не видим.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

 Не думай о ком-либо плохо и не смотри ни на кого как на дурного: в другое время по-другому увидишь ты его — того, кто сейчас кажется тебе дурным.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

 В жизни, в том числе и семейной, людей — примерно-можно разделить на две категории. Одна категория подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: всегда садиться на все грязное, пролетая мимо благоухающих цветов. Так вот: категория людей, похожих на мух, научилась думать и искать только злое, не зная и не ища никогда добра. Другая категория людей похожа на пчелу особенность пчелы: находить красивое и сладкое, минуя нечистое. Такие люди имеют добрые помыслы, видят хорошее и думают только о хорошем. Я всем, кто привык обвинять других, в том числе и супругов, предлагаю выбрать, в какой категории они хотят находиться.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

 Один старец всегда, когда слышал о чьих-то неисправностях, тяжко вздыхал и говорил: «Да, как сегодня этот брат согрешил, так я завтра со грешу».

 И еще я вам напомню повествование об одном иноке, который проводил жизнь нерадивую. Нерадел о своем спасении, о молитве, о посте. Словом, жил невнимательно. И вот когда он стал умиратьего окружила братия. И все были поражены: он умирал смертью праведника, он не трепетал перед смертью. Наоборот, он благодарил Бога и улыбнулся. Братия, зная, что он проводил такую нерадивую,такую рассеянную жизнь, обратились к нему «Укрепись силой Христовой, поднимись и скажи нам, почему ты умираешь так легко?» И он, действительно, маленько приподнявшись, говорит: «Да, братья, действительно, я жил нерадиво, небрежно жил. И вот только что Ангел представил предо мною все мои грехи. Я ожидал строгого наказания, возмездия. Но Ангел сказал: "Поскольку ты никого не осуждал и был незлобив, то и ты не будешь осужден". И поэтому я отхожу, умираю тают легкою смертью».

 Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы,увидели его в те мгновения, когда он трижды Отрекся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы видели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили.Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя небесного. А наши ближние, соседи, знакомые,коих мы осуждаем,— разве не могут они стать добродетельными и праведными?

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).