Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Помазание елеем и погружение в купель

 После того как вода освящена, она помазуется освященным елеем (если в храме нет освященного елея, то обычно вслед за освящением воды производится освящение елея).

 Омочив в сосуде с елеем стручец (кисточку), священник трижды творит им в воде знамение креста.

 Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь — знамение примирения и спасения от потопа, так и над водою творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Господом и в них явлена милость Божия.

 Затем священник стручцом крестообразно помазывает лоб крещаемого, произнося при этом:

 «Помазуется раб Божий (раба Божия, имярек) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Затем помазуются перси и междорамие (то есть грудь, ниже ключиц и спина между лопатками) со словами: «Помазуется раб Божий... во исцеление души и тела». Помазывая уши, священник произносит: «В слышание веры», руки: «Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя», ноги: «Во еже ходити ему (ей) по стопам заповедей Твоих».

 Это воссоздание человека: его тела, каждого его члена, органов чувств. Первородный грех затмил в человеке образ и неизреченную славу Божию. Человек потерял свою духовную красоту, и нужно восстановить его первозданный облик. Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело.

 Когда помажется все тело, то есть указанные части, священник берет младенца нагого и, обратив его лицом на восток, погружает в купель.

 Крещение совершается чрез троекратное погружение крещаемого в воду (взрослый сам входит в купель), при произнесении священником слов: «Крещается раб Божий (раба Божия... имярек) во имя Отца...» (одновременно с произнесением этих слов священник погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь». Погружая во второй раз, произносит: «И Сына...» И возводя из купели: «Аминь». Погружая в третий раз, произносит: «И Святого Духа...» И возводя из купели: «Аминь». «Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

 «Аминь» троекратно произносится и восприемниками.

 Когда несомненно неизвестно, был ли крещен младенец, при крещении иерей произносит: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек), аще не крещен есть во имя Отца...» и пр.

 Хотя Таинство Крещения совершается священником, в нужде (в опасности скорой смерти младенца) Крещение может быть совершено и мирянином, мужем или женою, но при условии, что это лицо должно быть православное и понимающее важность Таинства.

 Если младенец умрет, то Божественная благодать совершится, если же останется жив, то Крещение, совершенное мирянином, должен дополнить священник молитвами и обрядами, принадлежащими до погружения в купель и после погружения.

 Само же Крещение, совершенное мирянином и состоящее в троекратном погружении младенца в воду с выговариванием формы: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, аминь»,«и Сына, аминь», «и Святаго Духа, аминь», священником не повторяется.

 Греческое слово, означающее крещение, на русский язык переводится словом погружение. Крещающийся скрывается в воде, как Спаситель на земле, и делает это троекратно, в знак того, что в три дня совершалась для нас благодать Воскресения.

 Младенец передается восприемнику, а священник читает псалом 31, указывающий на предопределение Божие об оставлении грехов: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть...»

Помазание елеем и погружение в купель