Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Облачение новокрещенного

 Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду - белую новую рубашечку для младенцев и белую сорочку для взрослого новокрещенного. Это означает, что крестившийся облекся во Христа или в нового человека, созданного по Богу в правде, сделался чистым от всякого греха.

 Отцы Церкви в своих писаниях и богослужебных текстах именуют эту одежду блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления.

 Облачая крещаемого во одеяние, священник произносит: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

 И поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».

 Это один из древнейших обрядов чинопоследования Таинства Крещения, которому отводится важное место в древних толкованиях.

 Истинное значение каждого священнодействия определяется его местом в чине последования богослужения, то есть каждый обряд раскрывает свой глубокий таинственный смысл лишь в связи с тем, что ему предшествует, и тем, что за ним следует. Так, с одной стороны, обряд облачения в белую одежду завершает чинопоследование Крещения и противостоит обряду разоблачения оглашенного перед началом Крещения. С другой стороны, этим обрядом начинается чинопоследование Таинства Миропомазания, сообщение новокрещенному дара Духа Святого. Это двойное значение белой одежды раскрывает истинный смысл обновления и вступления в новую жизнь.

 Разоблачение оглашенного перед Крещением знаменует его отречение от ветхого человека, жизни греховной и извращенной. Ведь именно грех открыл Адаму и Еве их наготу и заставил прикрыть ее одеждой. Они не стыдились своей наготы до греха, потому что были облачены в Божественную славу и свет, в красоту невыразимую, которая и составляет истинную природу человека. Они утратили это Божественное одеяние и «узнали они, что наги» (Быт.3,7).

 Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует прежде всего возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, замутненной и искаженной грехом. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека: и в Таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние Славы.

 Вместе с белой одеждой на новокрещенного возлагается нательный крест во исполнение слов Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8,34). Этот обряд совершается согласно древней традиции Русской Православной Церкви.

 Согласно благочестивым обычаям, крещальные одежды хранятся бережно родителями и самими крещаемыми.

Облачение новокрещенного