Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Как выговаривать и наказывать?

 Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.

Святитель Амвросий Медиоланский (IV в.).

 Первое и непременное условие, которое необходимо строго выполнять воспитателю,— сохранять беспристрастную любовь к справедливости, поступать рассудительно, верно своему правилу, не своенравно и независимо от посторонних влияний.

 Никогда не надо наказывать, не удостоверившись в действительности проступка.

 Если не опасно отложить на время наказание, то лучше не наказывать виновного в самую минуту проступка, но прежде дать ему прийти в себя и осознать свою виновность.

 Во время наказания воспитателю не нужно увлекаться гневом или другой страстью. Наказывать надо с рассуждением и спокойно; пусть все в тебе показывает, что ты приступаешь к такому неприятному делу только по необходимости и из любви к долгу.

 Те наказания всегда лучше, которые как естественные последствия сами собой вытекают из поступка. В таком случае, кажется, не воспитатель определяет наказание воспитаннику, а воспитанник сам себя наказывает.

Епископ Евсевий (Орлинский) (1808-1883).
 При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами, как это стыдно или неприлично, а говорите чаще, как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его — пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание.
Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901).
 Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
 Строгость непрестанная и жестока, и безотрадна: ее надо растворять теплотою любви.

 Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
 Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной его целью — исправление ребенка.
Выговоры и внушения должны быть прежде всего кратки, точны и немногословны. Длинные скучные наставления и внушения делают детей глухими и мало чувствительными.

 Об употреблении угроз следует заметить, что они в известных случаях должны быть действительно приводимы в исполнение, потому что иначе родители теряют доверие детей.

 Телесное наказание, самое строгое и чувствительное, должно быть употребляемо как можно реже — и только при самых серьезных и важных проступках ребенка, и притом только тогда, когда все другие средства оказались бесплодными. Но раз оно уже употреблено, то должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимейшее условие для допущения этого средства — его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердыми.

 Есть немало иных, более мягких и не менее действенных наказаний. Например, весьма чувствительное средство есть временное лишение пищи или игр с товарищами. Лишение обеда, завтрака, отход ко сну с тощим желудком — особенно полезны против упрямства и лености. В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительности детям приносило добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату. Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большой осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства.

 Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже одно то, если родители после совершения ими проступка долгое время холодны с ними, не разговаривают, намеренно серьезны и тому подобное.

 Ни в коем случае нельзя обещать что-либо ребенку или грозить ему, если у вас нет твердой уверенности, что обещанное будет выполнено. Никак не допустимо обращать к малым детям такие угрозы, как: «сейчас тебя дядя заберет», «собака укусит», «собаке отдам» и так далее. Плохо, если в результате такой угрозы малыш испугается. Плохо и другое: если он все-таки совершит запрещаемый поступок, а «дядя» не заберет его и никакая «собака» не укусит — ребенок сразу убедится, что ваши слова не всегда соответствуют действительности.

 Неправильно и неблагоразумно поступают родители, когда, наказав дитя, тотчас же начинают ласкать его, дают ему понять, что они жалеют и как бы раскаиваются в том, что подвергли его наказанию. Напротив, наказанному ребенку тогда только следует оказать ласку, когда он обнаружит раскаяние в своем поступке и искреннее желание исправиться.

Богослов Герман Шиманский (1915-1961).

Как выговаривать и наказывать?