Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

В чем заключается пост?

 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро.

(Ис.1,16-17).

 Душевный пост состоит в отвержении попечений.

Преподобный Исаия Отшельник (+370).

 Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы,ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

 При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Святитель Василий Великий (330-379).

 Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти.

Блаженный Автустин (354-430).

 Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенное и смиренное (Пс.50,19), не внимать чужим недостаткам и не судить их, а более внимать своим страстям и не допускать приходить им в действие.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

 Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые помыслы и вожделения, быть выше любостяжания, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.

 Если мы постимся и вместе питаем в себе гордость, если клеветою снедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а, напротив, делаем себе вред. Не о том вздыхай, чтобы не наказал тебя Бог, но о том, что ты оскорбил кроткого, человеколюбивого, пекущегося о твоем спасении Бога, Который Сына Своего предал за тебя. Вот о чем вздыхай и вот что непрестанно делай!

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его; но начни — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день,— будет думать такой человек,— Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьет самые лучшие прохладительные напитки.

 Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

В чем заключается пост?