Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

 Крещение само по себе уже есть воцерковление в самом глубоком и полном смысле этого слова, ибо оно соделывает человека членом Тела Христова, чадом Божиим (1 Кор.12,13). Поэтому то, что мы сейчас называем «воцерковлением», — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже внесение его в Святая Святых.

 В настоящее время, когда этот обряд совершается часто сразу после Таинства Крещения, его можно рассматривать как торжественное шествие и вход в церковь для принятия новокрещенным Тела и Крови Христовых.

 По примеру Богоматери, Которая в сороковой день по рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна принести младенца в сороковой день по его рождении.

 Здесь священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее входа во храм и сотворил ее достойною причаститься Тела и Крови Христовой (до сорокового дня по рождении младенца и прочтения священником молитв жене-родительнице, жены не допускаются к Таинству Причащения, кроме того случая, когда они подвергаются опасной болезни), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело. После этого священник совершает воцерковление младенца.

 Возложив на себя епитрахиль, священник выходит к матери с младенцем и начинает положенные на этот случай молитвы словами: «Благословен Бог наш...»

 Затем, пригласив мать наклонить главу и сотворив над ее главою крестное знамение, читает молитву: «Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное Словом . Твоим создавши, и вся от не сущих во еже быти приведши, Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою (имя матери) очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн».

Возгласом: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси...» кончается обряд сорокового дня, если «не обретается в живых младенец»; если жив и лежит на руках у матери, то эта молитва читается до конца: «И от нея рожденное отрочаблагослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви. Я ко Ты привел еси е, и показал еси ему свет чувственный, да и умнаго сподобится света, во время еже определил еси, и сопричтется святому Твоему стаду, Единородным Твоим Сыном. С Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

 Для женщины воцерковление дает возможность снова причащаться Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Когда мать стоит у входа в церковь, держа на руках своего младенца, готовая принести его и свое материнство Богу, священник словами молитвы обращает взор ее на икону Матери Богомладенца Иисуса, которая, будучи Пречистой Девой и не нуждаясь в очищении, повинуясь закону, принесла во святилище Свое Дитя, истинного Законоположника. В своих молитвах Церковь объединяет эти два материнства, наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, Которого Она носила и с Которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. И теперь эта благодать наполняет Церковь и ее получает и излучает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

 После молитв матери отрочате читаются в притворе же храма следующие две молитвы отрочати.

 После этих молитв отрочати священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знамение пред входом в храм и возглашает: « Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

 Новокрещенный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие. Внеся его в храм, священник произносит: «Внидет в Дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».

 Войдя в храм, новокрещенный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: «Воцерковляется раб Божий (имярек). Посреде Церкве воспоет Тя».

 Приблизившись к Святая Святых, Алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит: «Воцерковляется раб Божий (имярек)».

 Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.

 Далее младенец мужского пола вносится в Алтарь через северную дверь и обносится вокруг Престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:

 «Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

 Воцерковление заканчивается обычным отпустом, после чего бывает целование Креста.

 Этот заключительный обряд можно соотнести с «крещальной процессией» в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам крещения младенца, во время которой новокрещенные с
возжженными свечами шествовали из баптистерий в храм для участия совместно со всей общиной в таинстве Евхаристии.