Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Каковы степени приближения к Богу

 Начало добра — страх Божий, а конец — любовь к Богу.

Пресвитер Илия Екдик.

 Трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына.

Преподо6ный Дорофей Палестинский (+620).

 В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении; в средних — прекращение внутренних браней; а в совершенных — умножение и изобилие Божественного света.

 Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

 Кто боится Бога, чтобы его чем-нибудь не оскорбить,— это первая любовь. Кто имеет ум, чистый от помыслов,— это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей — это третья любовь, еще большая.

 Четвертая, совершенная любовь к Богу,— это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе, и в теле... Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1918).

 Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении... От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность... Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу. Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды молитвы сопровождаются плачем и, в свое время, осеняются тонким, святым, духовным ощущение страха Божия. Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека... По некотором преуспеянии приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых; терпение скорбей, как попущений и врачеваний Божиих, в которых необходимо нуждается наша греховность. Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Каковы степени приближения к Богу