Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Не пора ли в монастырь?

 Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: Этот человек начал строить и не мог окончить?

(Лк. 14,28-30).

 Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз.

 Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой. Железной — значит иметь большое терпение, а золотой — большое смирение.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

 В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться жизнью монастырской.

Схиитумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

 Думаете, что в монастыре вам лучше жить, чем теперь? Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними. Что руководства не будет — что делать?! Вы и в монастыре его не найдете.

 Когда и как поступить — это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь — и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 Желание ваше вступить в монастырь ежели есть истинное, то Господь и устроит тако; но когда вы идете в монастырь, думая там успокоить себя от скорбей, то оное не есть истинное. Посвящая себя монастырской жизни, надобно себя отвергнуть и ожидать еще больших скорбей.

 Ты воображаешь теперь, что примерами монастырских ты скорее возбудишься к покаянию, но я тебе говорю, что для тебя первая вражия стрела предстанет — видеть их недостатки и зазирать их, пока не увидишь своих немощей и страстей.

 Отвержение себя вступающим в наше звание состоит в отвержении своего разума и своей воли и в терпении последующих за сим скорбей. Надо к этому приготовиться и сообразоваться со своими силами, душевными и телесными.

 Какие обеты при пострижении? Терпеть всякую нужду, обиду и смиряться, надобно же к этому быть прежде готовым, а не послестяжевать оные.

 Без звания Божия невозможно презреть мир и прелести: его. Ожидайте, как Бог о вас устроит; конечно, Его устроение на лучшее происходит, а тем паче когда свою волю предаем совершенно Его святой воле.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

 Все обеты монашеские — это те же самые общехристианские обеты, потому что спасаться должны все, а для спасения необходимо отречение от мира страстей и нужна аскетическая борьба с грехом. Монахи от мирян отличаются только обетом безбрачия. Но и этот обет не вносит чего-либо нового в моральном смысле, потому что безбрачие — лишь один из путей жизни наряду с путем брачным. Оба эти пути сами по себе не делают человека святым или грешным.

Священном ученик Иларион (Троицкий),архиеп. Верейский (+ 1929).

 Отречение от мира шире пути иноческого. Иночество есть один из видов этого отречения, его высшая форма. Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью — и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки. Главное — живите для Бога и в Нем с людьми, выполняя в меру все положенное каждому христианину. Тогда в свое время, если благословит Господь, войдете легко и в лик ангелоподобных. Только так, а не иначе.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

 Если девушка хочет стать монахиней, думая так: «А зачем я буду оставаться в миру, выходить замуж, рожать детей? Морока, беспокойство. Уйду-ка я лучше в монастырь. Буду делать то, что мне говорят, ответственности никакой, а если меня когда поругают, то я склоню голову пониже.Попробуй-ка, создай свой дом в миру! А в монастыре будет все необходимое, отдельная келья, готовая еда и прочее...» — итак, если девушка думает подобным образом, то пусть знает, что она уже с самого начала потерпела неудачу.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

 Ты думаешь, монашество — это такая конфетка, которую захотел, пошел да взял. Нет! Своими силами, желанием человек не может иступить на этот путь. Господь не поможет — бес убьет. И если бы Господь, по молитвам старцев,не помог мне, не был бы я монахом. Сие выше сил человеческих, и без Господа, без Его помощи никогда не вынес бы я испытанного.

Священном ученик Серафим (Звездинский),еп. Дмитровский (1883-1937).

 Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели, дав обет, не исполнить его.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+ 435).

 Всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы по вступлении в монашество не сказать: «Не знал я, что будет это со мною».

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).

 Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию и смиренные; если же не так, то мы действуем по страсти.

Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).

 Первое благословение после твоего выбора должно быть родительское, а второе — духовника твоего.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Не пора ли в монастырь?