Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

Кто такой христианин

 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Ин.13.35).

 Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

(3Ин.1,12).

 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

(1Кор.10,17).

 Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела.

Священномученик Игнатий Богоносец,еп. Антиохийский(+107).

 Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (+258).

 Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами , и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и все, ею повеленное, строго исполнять...

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894). 

 Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские; в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин.8,39).

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (+386).

 Быть христианином — значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.

 Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут (см.Иак.2,19). Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, биен будет много и, конечно, справедливо (см.Лк.12,47).

 Слово «Церковь» уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином — значило присоединиться к Церкви.

 Чтобы быть хорошим человеком, для этого вовсе недостаточно лишь знать, что хорошо и что плохо. Ведь разве мы сомневаемся в том, что грешить дурно? Почему же мы грешим, зная хорошо, что это дурно? Потому что одно дело знать, а другое дело жить. Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей; грех, как бы какой туман, закрывает от нас солнце истины, связывает все добрые силы нашей души. Сознающая силу греха душа всегда готова сказать вместе с царем Манассией: «Связана я многими узами железными, так что не могу поднять головы»... Эти силы даны прежде всего тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом... В чем же это единение? Христос говорил:Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь жира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает, во Мне (Ин.6,51,53-54,56). Таинство Причащения — вот где единение со Христоом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом.

Священномученик Иларион (Троицкий),Архиеп. Верейский (+1929).

 Духовное понимание христианства исходит из

того, что Христос принес на землю не новую идею, а новую жизнь.

 Я есть воскресение и жизнь (Ин.11,25). Христос учил не разглагольствовать, а жить. Поэтому, если мы хотим следовать за Ним, мы должны жить во Христе. Он указал нам путь в этой жизни, и Сам Он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин.II,6). Он требует от нас последования Ему не словами, а делом: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11,29).

 Истинное поклонение Кресту начинается с той минуты, когда мы хоть немного, хоть чуть- чуть начинаем работать над своею душою, бороться со своими страстями — завистью, гордостью, гневом; когда мы начинаем работать над тем, чтобы родилось в нас новое отношение к нашим ближним. Потому что отношение к ближним и есть подлинное дело, для которого пришел Христос. Это и есть настоящий подвиг, это и есть христианство.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

 Кто приходит к Богу и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с тою целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2Кор.5,17). Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество и эту душу, вследствие преступления низложенную страстями.

 Вот признак христианства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел — оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано; постясь, говорить: «Я не постился», молясь — «Не молился», пребывая в молитве — «Не пребывал, полагаю только начало подвигам и трудам». Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: «Я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро».

 Преподобный Макарий Великий (IV в.).

 Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А ежели ты и самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? Потому ли, что ты погружался в священные поды? Но это может довести тебя до наказания. Наличие почести для нежелающих жить сообразно ей увеличивает казнь.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Многие живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство. Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа.

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

 Когда человек сердцем почувствует, что душа его прокажена грехом, вся в язвах, что он бессилен сам исцелить свою душу, как прокаженный бессилен сам себя исцелить; когда пред очами близко станет смерть и мытарства, тогда остается одна надежда, одно прибежище — Спаситель наш Господь Иисус Христос! До этого времени Он был далек от нас, вернее, мы были далеки от Него, а теперь Он — единственный Спаситель, с неба пришедший спасти нас; взявший грехи наши на Себя вместо нас; потерпевший последствия грехов наших; покрывший Своей любовью наши беззакония; обещавший за веру в Него и за покаяние все простить, очистить нашу душу и тело, соединить кающихся грешников с Собою в Таинстве Причащения еще здесь, на земле, в залог вечного соединения в будущей жизни, усыновить нас Отцу Своему и чрез это сделать участниками вечной Божественной славы и блаженства. Вот в чем состоит христианство!

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).