Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

В ЧЕМ СМЫСЛ ЦЕРКОВНОГО БРАКА?

 Я и дом мой будем служить Господу.

(Нав 24,15).
 Приветствуйте Прискиллу и Акиллу и домашнюю их церковь.

(Рим.16.3-4).

 Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие.

Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).

 Где единоверные вступают в брак с одобрения и благословения Церкви, там Божие благоволение, гармония душ и истинно счастливое супружество. Как благословен брак двух верующих, с одинаковою надеждою, одинаковым благочестием, общими ко всему чувствами, единой дисциплиной, одними и теми же обязанностями! Оба — братья! Оба — сорабы. Никакого различия духа и плоти. Поистине — два в единой плоти. Где одна плоть, там и один дух. Вместе молятся, вместе желают, вместе проводят посты, один другого уча, один другого увещевая, один другого поддерживая. В Церкви Божией оба — равны, равны в сожитии по Богу, равны в тесноте, в гонениях, в утешениях; оба ничего не таят друг от друга, не уклоняются друг от друга, каждый важен для другого; больной охотно посещается, нуждающийся поддерживается; милостыни — без пытки, богослужения — без сомнения, ежедневные упражнения — без препятствия; не тайное знаменование, не безмолвное благословение, но звучат между обоими псалмы и гимны; взаимно соперничают, кто лучше поет своему Богу. Видя и слыша то, Христос радуется, таковым посылает мир Свой; где два — там и Он, где Он — там и злого нет. Действительно, такой брак есть царица дружбы и рассадник неба.

Пресвитер Тертуллиан (II-III вв.).
 Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает ниоткуда и ниоткуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений.

Святитель Григорий Богослов (329-389).

 Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога святая Церковь при совершении Таинства Брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им «любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранится им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитися им в непорочном жительстве».

Священник Александр Рождественский (1872-1905).
 Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних литургий, была проста и содержала краткое молитвенное благопожелание: «Благослови, Господи, кольцо это, ибо как оно венчает палец человека, так и благодать Святаго Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое». Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божией помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению этих духовных начал в потомстве.
 Кольца брачующихся свидетельствуют, что отныне Господь с ними, чтобы поставить их «укрепленным городом и железным столпом» и напоминать им «о дружестве юности, о любви» и их желании быть святыней Господа, начатком плодов Его (Иер.2,3). Им сообщается ревность к славным делам, к свидетельству истины, к восприятию щедрот Божиих, ибо всесильно благословение Божие:Господь бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер.1,12). В этом залог крепости их совместной жизни и ее смысл; в этом тайна сохранения взаимной любви, не меркнущей во времени. Бог посылает Ангела шествовать пред ними и вести их в Царство Небесное. Открыть же для себя это Царство, которое, по слову Христа, внутрь вас есть (Лк.17,21),— внутри их совместной любви,— помогают обручившимся молитвы и благословение Церкви, преподаваемые им в чине венчания.

Протоиерей Геннадий Нефедов (XX в.).

В ЧЕМ СМЫСЛ ЦЕРКОВНОГО БРАКА?