Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Необходимо ли наказывать ребенка?

 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей.(Притч.29,17).

 Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.

(Сир.30.12-13).

 Много учен, а недосечен.

 Не побивши, не выучишь.

Русские пословицы.
 Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь беспечность юности.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

 Возможно ли получить хорошего человека из того ученика, которого не наказывали?.. Диавол всех слуг своих по головке гладит: только иди, мол, моим широким путем, зато после вдоволь накормлю всякою теснотою, особенно в аду. А Господь как ведет к Царствию Небесному? Путем тесным и шероховатым.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
 Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19,18). Наказывай — значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.
 Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды: Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей (Притч.29,17).

 Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Святой апостол Павел пишет: Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф.6,4).И в другом Послании: Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол.3,21).

 Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению святого апостола Павла: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал.4,1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании как непредосудительном, обыкновенном и должном.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Необходимо ли наказывать ребенка?