Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Разговейся, да не оскоромься!

Русская пословица.

 Новый церковный день начинается вечером, с начала первой службы-вечерни. В отличие от дня богослужебного, пост начинается и заканчивается в полночь. По окончании постов многодневных разговляются после праздничного богослужения, которое на Рождество Христово и Святую Пасху совершается ночью.

 Праздничный стол-это возможность торжественно отметить событие и поделиться радостью с близкими людьми. «Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду,-говорится в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста. — Постившиеся и непостившиеся-возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все воспользуйтесь богатством благости!»

 Однако и разговляться следует разумно и воздержно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Пока пост, мы степенничаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешение на все, -и притом в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха».
 Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага. «Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстью чревоугодия», -говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

 «Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост,-теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда, -наставляет святитель Феофан Затворник. -И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое. Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига...

 Господь собрал нас в храмы, учил, вразумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, -и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши как должно, выводят на брань, побросают оружие и предадутся в руки врагов? -Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, -и это только что сказавши: «Не буду грешить», -и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен»?!

 «Поговев, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Тайн,-продолжает святитель Феофан,-христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас святым крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падением и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их от засорения вновь невниманием, рассеяностью и небрежением».

 Таким образом, если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии дней воздержания проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии поста он продолжается и приносит нам пользу.
 Часто бывает, что, когда пост идет уже к концу, нам жалко с ним расставаться. А ведь и не надо расставаться, надо всегда стараться жить в таком духовном напряжении.
 «Если хочешь, христианин, чтобы тебе был пост полезен, - говорит святитель Тихон Задонский, -то постись и телесно, постись и душевно, и постись всегда».