Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем.
(Иер.10,24).
Если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй, чтобы не привык он к этому способу воспитания: ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим, и когда сие произойдет — тогда все потеряно. Но пусть все время боится он побоев, да не подвергнется им: пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ход.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Многие говорят: наказание должно следовать за каждым дурным поступком. Но что такое это «дурное», «худое» — не все правильно понимают. С точки зрения христианской педагогики, только то дурно, что греховно перед Богом.
Телесное наказание необходимо употреблять в тех случаях, когда поступки детей происходят из упорства и злой воли, когда они от греха и страсти теряют рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает руку на них, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или беззащитными животными и тому подобное. Тяжелое и нежелательное это средство! Но если до него дошло дело, то обдумайте, тщательно и всесторонне обдумайте поступок, вызывающий его, ибо оно — средство крайнее, последнее и даже опасное.
Богослов Герман Шиманский (1915-1961).