Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.(Притч.22,6).
Наставление в благочестии и страхе Божием должно быть с младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь, поскольку этот возраст, как незлобивый, весьма восприимчив к добру или злу.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Опыт свидетельствует, что дети, начиная с двух — трех — четырех лет и выше, постигают всею цельностью своего духа, всею цельностью чутья умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие. Сознанию и сердцу ребенка двух — трех лет доступно понять, что Бог живет на небе, дает хлеб и все хорошее; что нужно молиться Ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою. Дитя трех — четырехлетнее может в уединенной комнате, без свидетелей, без подсказа, останавливаться пред иконою с трогательным умилением и понимать, что вот это — Распятый Христос, а по сторонам Матерь и апостол плачут; а вот воин с копьем, которым иудеи прокололи Христа, а вот гвозди, а вот терновый венец, а там солнце свой лик потаило, а то петух стоит, который ночью, когда мучили Иисуса Христа, кричал; а то бичи, которыми били Христа, и так далее. И что-то поверх этих понятий роится в детской головке.
Говорят, дитя не понимает религию. Наоборот, оно-то и понимает. Взрослые понимают, но не постигают религию. А дети постигают — постигают детским чистым сердцем, чистой душой.
Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826-1890).
Откладывать религиозное воспитание человека до позднейшего времени в высшей степени опасно. Что легче соблазнить, как не детский возраст? Дитя не знает опытно следствий заблуждений и пороков; оно не подозревает ни в ком обмана и верит всякому. Следовательно, по какому скользкому пути пойдет оно и как скоро может пасть, если религия не защитит его пробуждающегося разума, прежде нежели овладели им предрассудки и ложные правила!
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).