Благодатию Божиею есжъ то, что есмь.
(1Кор. 15,10).
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Хвали жизнь при смерти, а день вечером.
Русские пословицы.
Преуспевать в добродетели значит преуспевать в смирении.
Святитель Василий Великий (330-379).
В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим — это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим.
Блаженный Августин (354-430).
Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть.
Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).
Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры.
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто и что враги твои не посмеют напасть на тебя и ты столько ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, если они осмелятся приблизиться к тебе. Как только так подумаешь — падешь легко, как осенний лист с дерева.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
Столпы и чудотворцы падают, как видим из истории; чего уж ожидать тростям сокрушенным?
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божией, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает, смотрением Божиим, к познанию нашей немощи — дабы мы смирились.
Это очень может сделаться, что и все пороки от тебя отойдут, а останется один, который можо все прочие собою заменить, это — гордость. Мы и не увидим, как она вкрадется, и довольно ее од ной для погибели души.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Внутреннему труду конца нет, и никто не может сказать, что вот, наконец, такая сторона улажена и не требует борьбы. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Когда представишь себе, что конечная цель человека — вечное совершенствование:Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5,48),— делается понятным смирение святых. Пред ними предносился Господь — Всесвятейшее Существо, Бесконечное Добро; и вот, поверяя Этим Последним свое собственное душевное состояние, они справедливо, всегда искренно, сознательно и убежденно вменяли себя в ничто.
Священномученик Арсений (Жадановский),еп. Серпуховской (1874-1917).
Брат! что скажу тебе я, вовсе ничего не сделавший? Хотя ты и говоришь, что ты делаешь и делаешь, но я не помню ничего о себе, кроме того, что всегда прогневляю Бога делами моими, и потому ничего не ожидаю от дел; надеюсь же спастись ради человеколюбия Его, ибо Он умер для спасения грешных.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).
Человек чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешным.
Когда враг вносит помыслы самохваления — тогда только надо припомнить прежние грехи, чтобы смирить себя.
Не верь себе, пока не ляжешь в гроб; имей смирение и никого не осуждай ни в чем. Ведь были и такие подвижники, которые видели славу святых и такую имели благодать от Бога, что творили чудеса, возложением рук исцеляли больных. Люди прославляли их, и они возмечтали о себе дьявольской гордостью, благодать отошла от них — и стали они вести жизнь распутную напосмешище людям.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, то такой подвижник обязательно находится в прелести.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).