Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою.
(Притч. 13.3).
За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в День Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
(Мф. 12,36-37).
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших.
(Еф. 4, 29).
Пустая бочка пуще гремит.
Не всякую правду сказывай!
Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
И глух и нем — греха не вем.
Много знай, да мало бай!
Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.
Бойся Вышнего, не говори лишнего.
Русские пословицы.
Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержного языка, и ничто так сильно не расстраивает богатства душевного.
Преподобный Филофей Синайский (IX в.).
Кто умножает слова, тот не может пребыть
чистым от греха.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Кто познал свои прегрешения, тот сдерживает свой язык.
Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).
Хранение уст в разуме возбуждает мысль к богу; многословие бывает причиною уныния и раздражительности.
Преподобный Исайя Отшельник (+370).
Мы должны больше денег беречь слова и не доверяться всем без разбора. Язык, если обуздаешь его и выучишь ходить ровно, будет как царский конь, на которого садится царь, а если оставишь не обузданным, будет колесницей диавола и демонов.
Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).
После бесед я часто раскаивался, а после молчания — никогда.
Преподобный Арсений Великий (354-447).
Пустые речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Одному иноку было видение. Стоят несколько монахов и празднословят, и видит он, что между ними и кругом их бегают грязные кабаны. Это были бесы. Потом увидел он монахов, говорящих назидающее душу, и между ними стояли Ангелы светлые.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Праздному и гнилому слову обыкновенно последует уныние, а в разуме сказанному — тщеславие, почему молчание спасает от обоих.
Преподобный Моисей Оптинский (1782-1862).
В какой мере язык воздерживается от много глаголания, в такой озаряется ум к различению помышлений; а многоглаголанием приводится в замешательство и самый рассудительный ум.
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Не только делать, но и говорить надо со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).
Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).