Всякий,делающий злое, ненавидит Свет, и не идет к Свету.
(Ин.3.20).
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
(Ис.55.8-9).
Как слепые телесно не видят солнца, повсюду сияющего, и не видят находящегося перед их глазами из-за того, что они ослепли, и как глухие ни голоса и ни разговоров не слышат тех, кто близ них, и достигающих до них, потому что они оглохли, тем же образом и душа, ослепшая грехом, вошедшим в нее, и покрытая тьмою лукавства, не видит Солнца Правды и не слышит живого и вездесущего гласа.
Привыкшие к злому лукавству, когда слышат о Боге, огорчаются в своем уме, словно обличенные горьким поучением.
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой.
Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).
Грех затмевает очи души нашей - ум, совесть, сердце - и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит, слыша не слышит и не разумеет. Кажется, например: как разумному человеку, устремляющему свои взоры на красоту природы, на мудрое устройство видимого мира, на замечательный порядок вселенной, не видеть в создании Создателя, Бога, Творца и Промыслителя? Как разумному человеку, размышляющему о самом себе, о своей совести, о своих мыслях и чувствах, о своих возвышенных стремлениях, не видеть в себе души бессмертной? Как разумному человеку, наблюдающему за жизнью, но не видеть в ней руки Провидения Божия? И, однако же, были и теперь есть люди , которые ни во что не верят, но создают свое мнимое, ложное учение и ничего более не хотят знать.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (ХХ-ХХI в.).
Опыт говорит, что порочная жизнь и неверие находятся в связи...Люди, обратившиеся на путь покаяния, сознаются, что прежде в греховном своем состоянии они считали очень многое непредосудительном, негреховным, это же самое, в просвещенном верою сознании их, при свете Евангелия, кажется дурным.
Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).
Наша разумная и мыслящая душа, созданная по образу Божию, забывши Бога, стала скотской, бесчувственной и почти безумной от наслаждения вещественными делами, потому что обычно навык преобразует природу и изменяет ее действия сообразно свободному решению воли.
Преподобный Григорий Синаит (XIV).
Бывает отвержение волевое, но бывает отвержение из-за незнания, когда у человека искусственно создали определенные атеистические комплексы. Тогда он имеет дело не с религией, а со своим карикатурным представлением о ней и, значит, отвергает не Бога, а ту карикатуру, которую ему с детства показывают как модель религии. Этот вид неверия легче всего разрушается при серьезном ознакомлении с христианской религией как с мировозрением и с верой как с метафизическим феноменом.
Архимадрид Рафаил (Карелин) (ХХ-ХХI в.).
Чтобы познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога не можем. Слеп и темен наш разум - нуждается в просвещении Самого Того, Который из тьмы производит свет.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Покой совести есть первое условие мирных отношений к Богу, а эти последние составляют условия преуспеяния духовного во внутренней жизни.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).