Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем.
(Иак.3,1-2).
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Мф.7,3-5).
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Не учи борючись — учи побораючи.
Свечка когда не горит, то и не светит.
Кто молчит, тот двух научит.
Русские пословицы.
Чтобы один человек сказал другому, что ему нужно делать, слышащий должен быть смиренным, а говорящий — в десять раз смиреннее его, и, кроме этого, сам должен стараться применять и своей жизни то, чему учит другого.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Спеши лучше к выполнению прочитанных знаний, нежели к научению ими других. Ибо от этого учительства происходит гибельное тщеславие.
Авва Нестерой.
Надобно прежде всего самому очиститься, потом уже других очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать.
Святитель Григорий Богослов (329-389).
Душа моя! Все даровал тебе Господь: смысл, разум, ведение, рассуждение. Познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтобы сказать брату: поступи так или иначе. Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих.
Опасно учить ближнего преждевременно, чтобы самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него.
Всякий раз, как учишь ближнего своего: сделай это или то — так помышляй о себе и думав, что ты, взяв лом, разоряешь свой дом, желая устроить дом его.
Преподобный Исайя Отшельник (+370).
Невозможно господствовать над страстями других тому, кто не победил еще собственных.
Преподобный Исидор Пелусиот (V в.).
Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.
Враг, губитель душ, через ревность о спасении всех оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Это зависит только от воли Божией и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляети устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека.Хотя иногда и мнимся мы усердствовать и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя, а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием.
Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).