Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
(1Кор.4,7).
Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие — гордиться Божиими дарованиями.
Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649).
Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, которое не получил от Бога; и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему, и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей.
Преподобный Максим Исповедник (+ 662).
Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.
Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет Свое, то и будешь безумнее всех.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Многие души обладают естественными преимуществами: одни одарены от природы благородными мыслями, другие — склонностью к прекрасному. Но если обладающие этими преимуществами не приписывают их Богу, Подателю благ, а вменяют обладание ими в заслугу собственному произволению, таланту и силе, то Бог оставляет их и они становятся добычей срамного деяния или постыдной страсти.
Преподобный Пафнутий (ок.IV в.).
Если человек не обделен умственными способностями и с легкостью справляется с каким-то делом, то он должен повергаться перед Богом в прах, денно и нощно благодаря Его за то, что Бог дал ему ум и поэтому, не уставая, он может справляться со своим делом. Не благодарить Бога — да разве можно?!
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).