Свои грехи за собой, чужие перед собой.
У злой Натальи все люди канальи.
У кого желчь во рту — тому все горько.
Русские пословицы.
Имеющий злое сокровище (Мф.12,35;Лк.6,45) злое и помышляет.
Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет (см.1 Кор.13,5);движимый же противным тому, предполагаем и нем худое.
Преподобным Фалассий (VII в.).
Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения.
Признаком смирения и гордости да будет дли тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сей страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достало ему времени, хотя бы он и сто лет прожил.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Отчего мы осуждаем братьев наших? Оттого что не стараемся познать самих себя. Кто занят и познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя — и перестанешь осуждать других.
Преподобный Серафим Саровский (+1833).
Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверн пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд. Ибо как может обладать совершенством сердца такой человек, который не имеет того, что, по словам апостола, составляет исполнение закона?Носите бремена друг друга,- говорит Павел,—и таким образом исполните закон Христов (Гал.б,2). Осуждающий не имеет и той добродетели любви, которая не раздражается,не превозносится, не мыслит зла, которая все покрывает, все переносит, всему верит (1Кор.13,4-5,7).Ибо праведник милует скотов своих, сердце же нечестивых немилостиво (Притч.12,10).
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+435).
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Свойство гордости — видеть в себе только хорошее, в других — только худое; а свойство смирения — видеть свои грехи, а в других — добрые качества.
Схинтумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями тот никого не почитает чистым, но думает,что все ему подобны.
Преподобный Исайя Отшельник (+370).