Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, и лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.(Рим.14.12-13).
Чужая душа — потемки.
С грехом бранись, а с грешником мирись.
Русские пословицы.
Знай, судья, что сам будешь судим, и — меньше согрешишь.
Святитель Григорий Богослов (329-389).
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подучившему его бесу.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: «Я хуже всех».
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
При самоукорении христианин увидит всех человеков святыми ангелами, а себя грешником из грешников,и погрузится,как в бездну,в постоянное умиление.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли твоей грешником: может быть, когда ушел ты от него,сделал он, по падении своем что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией.
Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза твоего (Мф. 7, 5).
Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: «Он хоть и грешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь». И таким разумением поставил себя ниже грешащего.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; и с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. На согрешение ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю придется ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его бывает самым поверхностным и мимоходным.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
И тогда, когда грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему отношение.
Когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
Если хочешь испытывать дела других,то рассматривай добрые дела их, а не злые.
Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).
Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенную и неприбранною, то говорил себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всем, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста».
Преподобный Дорофей Палестинский (+620).
Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).
Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).