Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
(Мф.11,12).
Решимость есть исходная точка нашего спасения.
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Думаю, что благодать Духа Божия скорее исполняет тех, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать места врагу ни в какой брани, пока не победят его.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно.
Преподобный Зосима Палестинский (ок.560).
Сказано у Святых Отцов: «Дай кровь и прими дух». Это значит: потрудись до пролития крови — и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение?
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Лучше смерть за Бога, нежели жизнь со стыдом и леностью. Когда хочешь положить начало Божию делу, сделай прежде завещание как человек, которому уже не жить в этом мире, как приготовившийся к смерти и отчаявшийся в настоящей жизни, как достигший времени срока своего.
Без страха и холодности идти против дьявола повелевает Бог, говоря: Начни только губить его и устремись на брань с ним мужественно, и возложу страх твой на всех врагов твоих под небом (Втор.11,25). Ибо если не умрешь добровольно чувственной смертью за благость Божию, то поневоле умрешь духовно — для Бога.
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Решимость у вас бывает, но пред лицом страсти она рассеивается, как легкое облако ветром. Отчего это? Оттого, что вы, как только появится помысл или легкое желание, тотчас склоняетесь на их сторону. А это отчего? Оттого, что принимаете помысл и даете ему доходить до желания. Сколько раз напоминать вам: надо гнать помысл и подавлять желание.
Вознеситесь на Небо в селения спасенных: есть ли там хоть один, сколько-нибудь поблажавший себе или жалевший себя? Там только те, коих Слово Божие сравнивает то с победителями, то с купцами и земледельцами, то с гонцами. А кому не известно, в каком стесненном и скорбном состоянии воины находятся во время войны, даже счастливой? Как обременительны заботы торгующих? В каком напряжении и в каких усилиях бывают гонцы? Приятны ли, наконец, зной дня и холод ночи у сеющих и жнущих? Много на Небе уготовано обителей; но все они — обители страдавших и скорбевших.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
На бой, на бой отчаянный! На бой упорный, постоянный, доколе не увенчает его решительная победа! «Лучше смерть в подвиге,— сказал святой Исаак,— нежели жизнь в падении». И что за жизнь — жизнь в грехе? Не стоит она названия жизни; назвало ее Писание смертию; она — начаток смерти вечной, может быть и смертию вечною, если не умертвится жизнию о Христе. Сколько дряхлых старцев, нежных дев, слабых детей остались победителями? Неужели ты позволишь двоедушию поколебать себя, выпустишь из рук победу и венец вечного торжества за цену мгновенного мучительного колебания, которое обольстительно, насмешливо, ругательно силится представиться нам наслаждением, добродетелью?
Святитель Игнатий (Брянчанннов) (1807-1867).