Вот ступени, по которым грех входит в нас: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).
Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не станешь внимать себе и блюстись — пропадешь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный — с разными оттенками... Есть враг около не затем, чтобы ему покорствовать, а чтобы с ним бороться и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности — целомудрие, вместо гордости — смирение...
Святитель Феофан, затворник Вышенскнй (1813-1894).
Диавол не имеет власти приводить в движение наши помыслы, иначе бы он не пощадил нас, наводя понудительно всякую злую мысль и не попуская помышлять ничего благого; но он имеет власть внушать превратное в помысле только первой мысли, чтобы искусить наше внутреннее расположение, куда оно клонится: к его ли совету или к заповеди Божией, поскольку они друг другу противятся.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.).
Прилог есть простое слово или образ какого- нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением.
Из всех сих первое безгрешно; второе же не совсем без греха; а третье судится по устроению подвизающегося.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Начало зол — ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести — ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели — ложная мысль! При посредстве лжи диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах... Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело как неразрывно связанное Творцом с душою.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Когда же страстный помысл долго остается в сердце, то образуется так называемая страсть, которая — привычкою к себе — произвольно увлекает душу и, как свойственно, предает ее своему исполнению на деле. Такая страсть, несомненно, подлежит во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке.
Преподобный Петр Дамаскин (VIII в.).
Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь.
Если помысл тебе говорит: «Укради» — и ты послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу. Если помысл тебе говорит: «Ешь много, досыта» — и ты будешь есть много, то опять бес взял власть над тобою. И если так будет владеть тобой помысл всякой страсти, то
ты станешь жилищем бесов. Но если воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти.
Помни два помысла и бойся их. Один говорит: «Ты — святой», другой: «Ты не спасешься». Оба этих помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай:
«Я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи».
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов: посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и преждевременным сильное влагать стремление.
Святитель Феодор ,епископ Едесский (+848).
Враг, где больше предусматривает духовной пользы от какого-либо духовного подвига или же телесного и вместе духовного, там большую противопоставляет адскую силу — воспрепятствовать подвигу тому.
Если ты сделал какое-либо важное дело, то он шепчет: «Ну, теперь можно сделать себе послабление, можно сердце пустить на волю — пусть оно потешится, пусть вздохнет свободно, ты сделал многополезное дело. Хоть немного и согрешишь, грех твой загладит сделанное тобою дело, оно сделает к тебе Бога милостивым». И такими хитрыми представлениями доводит иногда неопытных до грехов — например, до пьянства.
Характер диавольских нападений — хитрость, быстрота, изворотливость: не победил одним изворотом — сейчас же изворачивается и употребляет другой, противоположный, и это делает быстро, стремительно, чтобы мы не могли опомниться и силою рассуждения о качестве дела отразить приражение зла.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Бесы хотя и омрачились падением, но свой ангельский ум и другие способности в какой-то мере сохранили. Они прекрасно изучили свойства человеческие, физические и психические, они имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека, они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека. Так как явные страсти человек видит, также и вред от них, то бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека: усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения, красивую внешность и прочее, и прочее. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).