Семь раз упадет праведник, и встанет.(Притч.24,16).
Многие, потерпев падение и возобновив борьбу, одержали победу над страстями, которыми прежде, как сознавались, были побеждены.
Преподобный Исидор Пелусиот (Vв.).
Не престанут они восставать и нападать на нас до гробовой доски! И мы приготовимся к пожизненному сопротивлению им в твердом убеждении, что не можем быть постоянными победителями страстей, что по естественной необходимости мы должны подвергаться невольным побеждениям, что самые эти побеждения споспешествуют преуспеянию, когда поддерживают и усиливают в нас покаяние и рождающееся из него смирение.
Не будем доверять нашим победам над страстями, не будем восхищаться этими победами! Страсти, подобно орудующим ими демонам, лукавы: они представляются побежденными, чтобы мы превозносились и чтобы по причине нашего превозношения победа над нами была удобнее и решительнее.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Когда, по благодати Божией, грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в том на первых порах много ревности, которая, как огонь, жжет бесов и, как стрела, отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, забрасывает воспоминаниями о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Не поостерегись только покаявшийся — от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко.
Снова начинать — таков закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее все забывая, кроме грехов, в коих всегда надо каяться.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Чем скорбь павших мрачнее и безотраднее, тем и обличительнее, что они слишком много уповали на себя и очень мало на Бога. Оттого скорбь падения их и не растворяется никакою отрадой.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
Неправду говорят враги, что ты прежде много молилась и не была услышана. Была услышана, но оставила должное хранение и понадеялась на себя, а может быть, кого-нибудь и осудила — от таких причин и возобновилось прежнее искушение.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).