Человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? И какую пользу получит он оттого, что смирялся?
(Сир.34,26).
Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Мф.3,20).
Умертвите земные узы ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, котоpoe есть идолослужение.(Кол.3.5).
И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верою, надеждою и любовью.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
На вопрос: «Как спастись?» — более благонамеренные отвечают: «Надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься». И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1843-1913).
Если же кто, не имея в себе молитвенного духа, принуждает себя только к молитве, ставя себе целью возобладать благодатной молитвой, но при этом не принуждает себя ни к кротости, ни к смирению, ни к любви, ни к прочим заповедям Господним и даже не имеет заботы, ни усилия, ни цели, насколько это во власти произволения и свободной воли, стяжать эти душевные качества,— то случается, по мере его просьбы, ему от Духа даруется благодатная молитва ради его успокоения и радости, но в душе этот человек остается тем же самым, что и был до того.
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Иной воздерживается от снедей, но тонет в гордости и высокомерии. Иной неутомим в молитвах, но побеждается раздражительностью и гневом.
Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога; и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения, не приемлется на Небе.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, если это не способствует к оздоровлению души его от немощей ее, суетно все сие и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного: ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи.
В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он от мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу.
Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).
Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправляются, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).
Недостаточно для души к совершенному освобождению от греха произвольное злострадание, если, кроме того, она не будет переплавлена в раскаленной печи непроизвольного.
Пресвитер Илия Екдик.
Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли,— делаться гражданами Неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и так далее. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом — очищением души, покаянием.
Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).