Осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
(Прем.17,10).
И,встав, Он запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань». И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?»
(Мк.4,39-40).
Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед.
Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры.
Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Человек боязливый дает о себе знать тем, что страждет двумя недугами: телолюбием и маловерием.
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Что для тела мороз, то для души худая совесть: отсюда происходят робость и боязливость. Ибо никто столько не страшится, как прилепившийся к житейскому. Он живет, подобно Каину, трепеща каждый день от страха. Все его желания устремлены к предметам скорогибнущим и скоропреходящим, а потому, хотя сам и не испытал еще превратности, но, видя ее на других, он почитает себя уже погибшим. Оттого такой человек весьма боязлив и малодушен.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Кто сомневается в Боге, тот, как Каин, постоянно находится в тревоге и беспокойстве.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Страх — проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь Его.
Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть — и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя — он всегда готов ко всему;так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовился и не смутился».
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).