Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

православный календарь

2024

Как помочь покойному?

 Могила без кадила — что угольная яма.

Русская пословица.

 Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас.

Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).

 Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы; но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны.

Блаженный Августин (354-430).

 Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся в память об усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы.

Архиепископ Иоанн (Максимович) (1896-1966).

 Пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у него все живы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

 У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: «Помоги!» Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном
вопле к Богу — о помощи ей — в продолжение шести недель, да и далее.
 Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнию. Даже и у святых некое время держится земляность. Чтобы она выветрилась, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины (третий день по смерти), девятины (девятый день) и сорочины (сороковой день) указывают на степень очищения от земляности.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
 По традиции после погребения собирается поминальный стол. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать за этим столом усопшего вином и водкой и с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой день. Нужно ли говорить, сколь это грешно и постыдно со стороны христиан — совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Протоиерей Василий Изюмский (XX в).

 Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на Небеси; и небесная молитва их о нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — о них.

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

 Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой — мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами.

 Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших: «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

 Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу,— то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих едино верных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв).

 Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живет с Богом.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).