Печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил пожелание, тот победил страсть, а кто победил страсти, тем не владеет печаль.
Помысл чревоугодия концом имеет помысл блуда, а помысл блуда концом имеет помысл печали, потому что печаль и уныние немедленно возникнут в побежденном таковыми помыслами но отрезвлении его.
Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке.
Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается во глубину безнадежия и от тяжести их утопает. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения. От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего — смирение и то, чтобы никого не судить.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)(1824-1894).