Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет, и нет того, что называется у бедных людей «сегодня» и «завтра». Исчезает тогда эта черта, разделяющая всю жизнь на «тут» и «там». Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.
Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает соленая и негодная. «Любовь — это обман юности»,— говорит такой человек и больше не возвращается к морю.
Писатель Михаил Пришвин (1873-1954).
Первородный грех все в нас повредил, все перепортил; он и любовь — это Божественное свойство в нас — оземленил, исказил, нарушил ее гармоничность. Сама по себе любовь — это и есть приятное влечение одного лица к другому, и так как наша душа, наше сердце заключены в греховное тело, свойство которого также иметь влечение к подобным нам существам, то здесь духовному нашему чувству любви постоянно грозит опасность быть подавленным, полоненным плотским нашим влечением. Отсюда и может быть такое явление в нас: начнется любовь чистая, духовная, а окончится — с плотским оттенком, а то и прямо — плотскою, низменною. Поэтому нам нужно быть весьма зоркими, весьма осмотрительными, весьма тонкими в различении любовных движений нашего сердца.
Священном ученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).
От любви происходит постоянное целомудрие.
От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.
Любовь друг к другу делает нас непорочными.
Святитель Иоанн Златоуст (+ 407).
Любовь для нас — источник блаженства, луч Божественного света, поток жизни и радости. Но, любя ближнего, мы не должны считать его первопричиной, источником нашей радости. Все тварное только отражает в себе славу Божию, как зеркало — свет.
Любовь во исполнение заповеди есть любовь во исполнение воли Божией, для Бога. Поэтому она должна быть непременно саможертвенной, то есть с отвержением в сердце желаний ветхого человека, тлеющего в похотях.
Любовь нам дана (заповедана) для личного спасения и для созидания Царствия Божия, ибо только в Церкви Божией мы спасаемся. А любовь похотная, неистинная есть самолюбие, которое растлевает нас и порабощает врагу и разрушает царствие Божие. Поэтому, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.24,12), ибо греховно мы любим предмет до тех пор, пока он доставляет нам греховное наслаждение.
Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982).