Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)(1807-1867).
Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Больше сокрушения о греховности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Мы, один день помолившись или один час, и то немного, поскорбев о своих грехах, отлагаем попечение, как будто сделали уже нечто равномерное своей греховности. Но святой пророк объявляет, что он приносит исповедание соразмерно всему времени своей жизни.
Святитель Василий Великий (330-379).
Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от пищи и однодневным пощением покрыть многократное свое объядение и пьянство!.. Святой Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю в горьком плаче, проливая многие слезы, и так делал он в продолжение всей жизни своей... Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной только исповедью и кратковременным сердечным сокрушением без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленишься это исполнить делом.
Святитель Дмитрий Ростовский (1651-1709).
Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Надо помучиться, поскорбеть, делать добро людям, помучить себя постом и поклонами и прочим, сколько есть силы. Меньше разговаривайте со всеми.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби: это и есть покаяние делом.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).