Христос раскрыл имя Бога. Имя это - Любовь.
Мир создан любовию Божией.
С первого своего вздоха человек стал ощущать бесконечную любовь к нему Бога.
В этом, надо полагать, состояла трагедия впервые созданной разумной твари (человека). Не мог человек уразуметь всего совершенства предлагавшейся любви. Нужен был мучительный опыт — разрыв с Богом, испытав ужас которого, человек уже по-новому восчувствовал бы любовь.
Страха не было у Адама. Правда, совершеннейшая любовь изгоняет страх. Но, по удостоверению св. отцов, страх все-таки предшествует любви.
Страх этот не заключается в опасении насилия, а рождается от чувства высоты Бога, страхом человек как бы измеряет расстояние между собой и Им.
Даже читая жития святых, мы испытываем страх, дыша воздухом горних вершин, на которых сами жить не в состоянии.
Бог, приходя, потопляет Собою страх и дает нам блаженство, но имея в основе страх, мы с благоговением относимся к любви Божией.
Нужно было человеку на своей жизни испытать, каков он в сравнении со своим Творцом. Оторвавшись от Бога и уйдя от Него, оглянуться и издалека посмотреть и почувствовать Всемогущего Творца своего.
Как Адам оторвался от Бога?
Все, что ни делал Адам, cooтветствовало любви Господа к нему. Его жизнь была горением любви. Ho тут не было его заслуги. Весь он был сделан своим Творцом как бы из любви.
Мы, рожденные во грехе и не имеющие, а сами приобретающие любовь, не можем понять состояния Адама. Все, что мы делаем по своей воле, есть грех (делание ради себя), и только подавляя свою волю из-за любви к другому (жертвуя собой), мы начинаем устраивать себя по-Божьему.
Адам был весь Божий. Весь он был свет. Только в одном не доставало ему совершенства: у него была возможность съесть плод познания добра и зла (в этом он должен был подавлять свою волю: послушание - любовь), и через это отпасть от Бога и погрузиться во тьму.
Без жертвы нет любви. И вся любовь Адама к Богу держалась, если можно гак сказать, только на одном отказе от плода. Адам не чувствовал ни малейшего принуждения, потому что истинная любовь не терпит принуждения.
Отведав плода, Адам разом уничтожил в себе свет и наполнился тьмой. Ему нечем стало любить. Это в нем выразилось ощущением своей наготы. Он спрятался от Отца. Он потерял Бога, и Бог потерял Своего друга, ибо, чтобы по-прежнему любить Адама, отказавшегося от любви, нужно было вновь его создать.
Человек был предоставлен самому себе. И на горьком опыте своей отъединенности от Любящего должен был познать всю глубину своего несчастья, чтобы потом, когда снова откроется ему Свет, он добровольно предпочел бы этот Свет тому свету, который он приобрел, благодаря познанию добра и зла.
Снова добровольно возвратился бы в мир Любви из того собственного мира, который он создавал в течение тысячелетий оторванности от Истины - из мира со своей, созданной им самим, красотой, со своим устройством, со своими идеалами.
Наполнившись тьмой и способностью вершить не только добро, по и зло, человек приобрел возможность убивать себе подобного.
Но, развивая в себе приобретенные качества, человек уже перестал довольствоваться только убийством. Этого было ему мало - он стал убивать своего брата с истязаниями, издевками, насмехаясь.
Вот когда с совершенной ясностью открылось людям, кто такой Бог, Творец всего видимого и невидимого. Если бы Он был громовержцем, Он должен был бы уничтожить весь человеческий род за то, что тварь так злобно посмеялась над мыслью своего Творца. Но Любящий поступил совершенно обратно.
Наш небесный Отец отдал Сына Своего Единородного, чтобы Тот повис на этом древе ненависти и крайнего ожесточения. И Сын, провисев, сколько нужно, насытив злобу своих врагов, умер. Через три дня Отец Воскресил Сына и запечатлел в сердцах людей Свое новое дело.
С этого времени в мире людских представлений и понятий наступает полный переворот. Крест, бывший прежде лишь орудием страшных мучений, жестокого человекоубийства, становится единственной верной опорой человека. Путь, истина и жизнь начинаются с креста, без которого спастись нельзя.
Наступает новая история человека, в которой никому нельзя отговариваться незнанием и непониманием: Бог - именно Бог! - был распят на кресте!
И если мир до Христа был миром дикарей, живших в дебрях своего невежества, то мир после Христа - без креста становится миром богоотступников и проклятых. Те же, кто последует за Христом, открыто названы друзьями Господа.
Крест Христов есть начало и конец нашего спасения.
Крест Христов есть броня или одеяние, в которое мы должны облекаться во время нашей земной жизни, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверною или неверующего.
Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые п невидимые.
И, наконец, Крест Христов ecu. страшное знамение в день Страшного и окончательного Суда Божия для всех противников имени Христова.